Слово «культура» происходит от латинского - cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание. Но понятие «культура» шире дословного перевода этого слова: под культурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей.
Древнерусское общество было аграрным (то есть разница между деревней и городом не существовало). Культура тогда представляла собой не столько итог интеллектуальной жизни, сумму духовных ценностей, сколько являлась результатом тяжелой борьбы людей за свое существование. Под культурой Киевской Руси следует понимать, прежде всего, устройство быта основной массы населения. Византийское влияние в виде зодчества, иконописи, фресок, книг касалось лишь очень узкого слоя горожан.
На развитие культуры Древней Руси влияли несколько факторов:
- преемственная связь с обычаями восточных славян;
- опора на относительно высокий уровень производительных сил;
- взаимодействие с соседними народами: степными кочевниками, финно-угорскими и скандинавскими племенами, но особенно Византии, - элементы культуры которых перерабатывались в соответствии с исконными славянскими представлениями и традициями;
- смена язычества на православие, которое как государственная религия стало основой мировоззрения и художественного творчества;
- идейное единство, т.е отсутствие противостояния культур разных социальных групп;
- осознание этнической общности славян – даже в период политической раздробленности не было утрачено единство русской культуры, что объяснялось сходством социально-экономического уровня русских княжеств, единством национально-политических целей, законодательства и языка.
Первым показателем культуры Древней Руси да и в Средние века является устное народное творчество (фольклор ) – устная традиция передачи информации, которая сохранялась и после появления письменности. Многие произведения фольклора легли в основу позднейших письменных памятников, были включены в летописи. Устное творчество складывалось в трех формах:
· Народный эпос – «были» (былины, старины), исторические и обрядовые песни, сказки, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки – передавали духовные ценности народа, его традиции, обычаи и особенности быта, менталитет, представления о реальных исторических событиях. Главный герой-выходец из народа и его защитник-богатырь, наделенный многими положительными чертами. В образе князя Владимира Красное Солнышко в былинах слились обобщенные черты двух реально существующих князей – Владимира Святославовича и Владимира Мономаха. Общая благожелательная оценка былинного князя дополнялась незлой иронией улыбчивой критикой, оттенявшей добродетели богатырей.
· Дружинный эпос напоминал средневековые рыцарские повествования Западной Европы. Главной темой служили военные походы, подвиги князя и его дружинников.
· Семейные предания рассказывали об истории и славных делах предков для обоснования древности и благородства происхождения рода(семьи).
Вторым показателем культурного уровня является состояние письменности и грамотности.
Письменность: древние славяне использовали узелковую и узелково - иероглифическую письменность, но она не имела широкого распространения. Известно также, что в 9 веке у славян для письма и счета были некие «черты и резы», но их реальное отображение не сохранилось. Во второй половине 9 века с целью распространения христианских текстов греческие миссионеры Кирилл и Мефодий создали новую славянскую азбуку. Первый алфавит – глаголица, в которой использовались греческие, древнееврейские и другие восточные начертания букв, - они вскоре переработали, взяв за основу греческое письмо и добавив для изображения шипящих звуков славянского языка знаки, стилизованные под греческие буквы. П оявилась кириллица (в 1708 и 1918 гг. кириллица дважды упрощалась и ее обновленной формой до сих пор пользуются русские, украинцы и белорусы).
Древнейшая дошедшая до нас запись на основе этого алфавита датируется первой половиной 10 века – «горухща». Она начертана на сосуде, найденном в Гнездове под Смоленском. Историки предлагают два варианта расшифровки слова: или обозначение содержимого сосуда - «горчица», или клеймо мастера – гончара. Договор Олега с Византией 911 г., по сообщению летописца, был написан «на двое харатьи» - на русском и греческом языках. Следовательно, славяне имели письменность еще до крещения Руси в 988 г.
Грамотность была доступна не только привилегированным слоям населения. Об этом свидетельствуют :
- граффити – надписи на стенах древних сооружений ( молитва «Господи, помози…» или юмореска «Якиме стоя усне»);
- надписи на ремесленных изделиях («благодатнейша полна корчага сия»);
- почти 1000 берестяных грамот, найденных археологами во многих городах и содержавших информацию по хозяйственным и семейным делам.
Школы: при Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы, в которых обучалось более 300 детей. Его дочь – княжна Анна, ставшая французской королевой, была одной из первых образованных женщин. Ярослав Осмомысл мог говорить на восьми языках. Основная часть школ открывалась при монастырях и церквях. Книги: состоятельная часть населения специально заказывала для себя книги, несмотря на их большую стоимость. Оформление рукописных книг достигло высокого мастерства. Текст писали на пергамене – тщательно выделанной коже животных – и сопровождали рисунками – миниатюрами. В начале строки красными чернилами выписывалась заставка. Сшитые листы заключались в две доски, обтянутые кожаными переплетами с серебряными и золотыми украшениями (даже сохранилось выражение – «прочесть книгу от доски до доски»).
· «Изборник» - одна из дошедших до нас книг. «Изборник» составлен для князя Святослава Ярославича в 1073 г., содержит нравоучительные рассказы. Он написан на 266 листах и украшен множеством миниатюр (одна из них изображала князя и его семью).
Литература: в Киевской Руси распространялась как переводная (с греческого языка), так и оригинальная (отечественная) литература. По содержанию она имела духовный(богословский) или светский характер. Из духовной литературы сохранилось Остромирово Евангелие, написанное в середине 11 века для новгородского посадника Остромира. Переводились также исторические сочинения и хроники: «Александрия», повествовавшая о жизни Александра Македонского; «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.
Жанры,которые были характерны для оригинальной ( духовной и светской) литературы: - «слово» или «поучение»представлены:
1) сочинением будущего первого киевского митрополита - «русина» Иллариона «Слово о законе и благодати» (1038 г.) – церковно-политический трактат, проповедовавший христианские добродетели и подчеркивавший высокое международное значение Руси в ряду других христианских государств;
2) нравственно-этическим и автобиографическим «Поучением» Владимира Мономаха, написанным для его детей (начало 12 в.), учившим управлению княжеством и хозяйством; - житие (жизнеописание – разновидность агиографической литературы,прославляющей какое-либо канонизированное православной церковью духовное или светское лицо). Одно из первых – «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба» - братьях, убитых в 1015 г., по приказу князя Святополка; – «хождения» (путевые записки) рассказывали о достопримечательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях народов других стран: «Хождение игумена Даниила» в Палестину;
-историческая повесть представлена: 1) поэмой «Слово о полку Игореве»(конец 12 в.), повествовавшей о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. и имевшей историко-публицистический характер; 2) «Словом о погибели Русской земли(сер. 13 в.), рассказывавшим о славном историческом прошлом Руси, призывавшим князей покончить с усобицами и дать отпор татарам, разоряющим русские земли; - летописи появились в конце 10 – середине 11в. В них сведения о событиях записывались строго в хронологическом порядке – по годам («по летам»). Первоначальные летописные своды до нас не дошли, однако они послужили основой для создания Повести временных лет – величайшего памятника средневековой историографии, получившего свое название по словам, открывавшим текст.
В летописи использовались также устные предания, церковная литература, иностранные хроники, тексты договоров Руси с Византией. В повести летописец изложил свое понимание вопросов о происхождении славян и Древнерусского государства. Он начал от времен Всемирного потопа, рассказал о расселении восточных славян. А затем год за годом проследил деяния киевских князей до начала 12 в.
Необходимо знать, что: автор первого варианта (редакции) летописи, составленного к 1113 г., - Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Его редакция дошла до нас в списке 15 в. под названием Ипатьевская летопись, названная по месту ее нахождения в Ипатьевском монастыре под Костромой. По приказу Владимира Мономаха текст Нестора к 1117г. отредактировал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Этот вариант летописи известен по рукописной копии 14в. – Лаврентьевская летопись, названная по имени монаха переписчика. Традиция составления летописей была продолжена и в период раздробленности. Отличались они друг от друга в большей степени, лишь по содержанию.
Вывод: Все духовные и светские литературные произведения доносят до нас своеобразие и сочность языка, особенности мышления, исторические представления и нравственные нормы Древней Руси.
Особенности архитектуры Киевской Руси:
- влияние византийских принципов каменного строительства:
- восприятие крестово-купольной композиции храмов; ---- сохранение традиций русского «хоромного» деревянного зодчества:
- многоглавие храмов.
До 10в. все постройки были деревянными или деревянно-земляными. Даже первые христианские культовые сооружения: 13-купольный Софийский собор в Новгороде(989г.), храм Бориса и Глеба (начало 11в.) в Вышгороде – возводились из дерева.
Монументальное каменное строительство началось в конце 10в. Из камня строились храмы и соборы, княжеские дворцы, боярские палаты и крепостные укрепления. Сельские жители и горожане довольствовались деревянными домами и избами.
Крупнейшие каменные сооружения Древней Руси:
– в Киеве 25-главая Десятинная церковь(996г.) – первая каменная церковь, разрушена была в 1240 году;
- 13-купольный Софийский собор (1037-1054) в Киеве, построен на месте победы над печенегами. Пять нефов, применена плинфа. Являлся местом расположения митрополичьей кафедры до 1299г;
- Золотые ворота в Киеве (середина 11в.); - Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове середина 11в.; - --Успенский собор во Владимире (1158-1161г.г.), ставший кафедральным собором православной церкви на Руси. Пятиглавый, единственный собор в котором сохранились фрески Андрея Рублева;
- Золотые ворота во Владимире (1164г.) – единственные, дошедшие до нашего времени, ворота были обиты золотом;
- Церковь Покрова на Нерли (1165г.), построена Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, погибшем в походе на волжских булгар.
Особенности архитектуры периода раздробленности:
- сохранение крестово-купольных традиций древнерусского зодчества;
- одноглавие храмов;
- появление архитектурных школ, учитывавших разницу местных условий и особенности строительного материала.
В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани, как и в предшествующий период, храмы строили из плинфы – обожженного кирпича (церковь Петра и Павла в Смоленске – 12в.) В Новгороде и Пскове при строительстве зданий и крепостей использовали известковые глыбы, скрепленные раствором. Финансовые средства для постройки храмов поступали от купцов и бояр. Видимо, поэтому культовые сооружения отличались строгостью и простотой форм, скупостью внешней отделки (декора). Наиболее известные новгородские сооружения - двуглавый Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1234г.) – последний собор с белокаменной резьбой до нашествия Батыя, переложен в 1471 году после обрушения и церковь Спаса на Нередице (1198г.) – шедевр архитектуры.
Особенно отличалось зодчество Владимиро-Суздальской земли, князья которой не жалели средств на возведение соборов. Основной строительный материал – блок из белого камня. Стена состояла из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполняли щебнем и заливали раствором. Для белокаменных построек владимиро- суздальской архитектурной школы были характерны торжественность, пышность и парадность декоративной отделки.
Интерьер храмов украшали:
фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке,
мозаика – узоры из стекловидного материала – смальты,
иконы – образ, написанный красками на доске.
Древнерусская живопись развивалась под влиянием византийской школы, для которой характерны:
плоскостная композиция,
обратная перспектива,
символика жестов и цвета.
В С офийском соборе Киева сохранилась монументальная мозаика, представляющая фигуру молящейся Богоматери. Она изображена в полный рост. Образ Владимирской Богоматери с младенцем на руках, написанной греческим мастером на рубеже 11-12в.в. и вывезенной Андреем Боголюбским из Киева, стал самой почитаемой иконой на Руси, являющийся покровительницей русской земли. Живописцы 11в.: Алимпий, Олисей, Георгий – не только восприняли каноны византийского искусства, но и творчески перерабатывали их.
С 12в. начали складываться местные иконописные школы, различие между которыми определялось разностью цветовых решений и манерой исполнения:
- для новгородской школы характерны сдержанность, приглушенность цветовой гаммы и суровость
ликов святых;
- владимирская школа отличалась яркостью, праздничностью и утонченностью изображения.
Скульптура после принятия христианства не получила распространения на Руси, в отличие от католической Западной Европы, в которой соборы украшались фигурами святых. Православная церковь преследовала попытки скульптурного изображения святых, так как видела в этом наследие язычества.
Музыка на Руси развивалась в двух направлениях:
- народная музыка имела языческое происхождение. Она складывалась в форме песенного фольклора и обрядового пения. Ее исполняли на народных гуляниях и княжеских пирах скоморохи, игравшие на гуслях, дудках, бубнах, волынках, свирелях, рожках и ложках. Языческие корни их искусства вызывали неприятие со стороны православной церкви, поэтому скоморохи неоднократно подвергались преследованиям со стороны духовенства;
-богослужебная музыка развивалась в форме хоровых песнопений, сопровождавших богослужения без использования музыкальных инструментов.
Выводы.
1. Древнерусская культура достигла высокого уровня.
2. Историческая особенность культуры этого времени – борьбаправославной церкви с языческим наследием в духовной сфере и в быту.
3. Общее состояние материального производства, единые законы, язык, религия обусловили формирование в 10-13 вв. древнерусской народности, несмотря на княжеские усобицы и политическую раздробленность, складывание основ единой национальной культуры.