Личность
В слове «личность» отражается наиболее существенное в человеке – его «сердцевина», ядро… потребности, интересы, склонности… взгляды и убеждения.
Личность – наисложнейшая система… И наиболее важным… в этой системе является то свойство человека, которое выражается в способности не только становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствии с собственными целями, но и «сделать себя самого», «строить» и реализовывать «модель» будущей жизни. Конечно, далеко не каждый человек достигает такого уровня развития.
Противоположным полюсом является податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации. Ситуационность, характерная для маленького ребенка, в ходе воспитания и развития личности должна быть преодолена. Но так бывает далеко не всегда… По данным специально проведенных исследований ситуационность характерна для многих «трудных» подростков, которые стоят на «грани» между обычными школьниками и малолетними преступниками. Она является как бы психологической предпосылкой совершения правонарушений.
|
|
Сам образ жизни такого подростка – наглядное воплощение ситуационности поведения. Они больше всего любят праздность – бродить по улицам, сидеть в подъездах, завязывать случайные знакомства… Большинство из них ограничивает свои интересы удовлетворением примитивных или общественно вредных потребностей… У них… слаба нравственная мотивировка поступка.
Задание №26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Задание №27. Какое свойство человека, с точки зрения автора, является наиболее важным? Что автор понимает под термином «ситуативность»?
Жители Земли разделены не только по расовому, религиозному или идеологическому признакам, но также в каком-то смысле и во времени. Изучая нынешнее население земного шара, мы обнаруживаем небольшую группу людей, которые ещё живут охотой и собирательством, как тысячи лет назад. Другие, их большинство, полагаются не на медвежью охоту или сбор ягод, а на сельское хозяйство. Они живут во многих отношениях так же, как жили их предки столетия тому назад. Эти две группы вместе составляют около 70% жителей Земли. Это люди прошлого.
Более 25% населения Земли живут в промышленно развитых странах. Они живут со-временной жизнью. Они продукт первой половины XX в., сформированные механизацией и массовым образованием, воспитанные на оставшихся в памяти воспоминаниях о сельскохозяйственном прошлом своей страны. Они люди настоящего.
Оставшиеся 2–3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми настоящего. Ибо в главных центрах технологических и культурных перемен, в Силиконовой долине, Нью-Йорке, Лондоне и Токио о миллионах мужчин и женщин можно уже сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы, часто неосознанно, сегодня живут так, как другие будут жить завтра.
|
|
Что отличает их от остальных людей? Разумеется, они богаче, лучше образованы, более мобильны, чем большинство. Они также дольше живут. Но что особенно отличает людей будущего – это то, что они уже попали в новый, ускоренный темп жизни. Они «живут быстрее», чем люди вокруг них. Некоторые глубоко привязаны к этому высокоскоростному темпу жизни.
Но если некоторые получают мощную подпитку от нового быстрого темпа, у других он вызывает неприязнь; они ни перед чем не останавливаются, чтобы «избавиться от этой карусели», как они говорят.
(По Э. Тоффлеру)
Задание №26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание №27. Какие три группы населения Земли названы в тексте? По какому признаку они могут быть разделены «в каком-то смысле и во времени»?
Задание №28. Какие отличия людей будущего от остального человечества названы автором (назовите любые три отличия)?
Ответы к тексту «Личность»
Задание №26. Могут быть выделены следующие смысловые части:
1. Значение слова «личность»
2. Самое важное свойство личности
3. Сущность ситуационного поведения как предпосылки противоправного поведения
4. Особенности образа жизни трудных подростков
Задание №27.
1. С точки зрения автора наиболее важным является свойство человека не только становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствие с собственными целями, но и «сделать себя самого», «строить» и реализовывать «модель» будущей жизни.
2. Ситуативность – это податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации.