Информационные ресурсы. - Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

- ПлатонаНет. Философия без границ http://platonanet.org.ua/

- Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

- Философский факультет МГУ // http://www.msu.ru/info/struct/dep/philos.html

- Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

- Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

- Библиотека Российского гуманитарного Интернет-Университета http://www.i-u.ru/biblio/

- Философия. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/297.php

- Сайт философского факультета КНУ имени Тараса Шевченко http://www.philosophy.kiev.ua/

- Институт философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины http://www.filosof.com.ua/

- Britannica http://www.britannica.com

- Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

- The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

 

 


2. Конспект лекций по учебной дисциплине

 

Пояснительная записка. В конспекте учебный материал излагается как в форме тезисов, так и в форме развернутых рассуждений с апелляциями к известным западным и российским специалистам в области эпистемологии и философии науки. Такой подход вполне оправдан, т. к. иначе пришлось бы представлять объемный учебник. Большая часть вопросов разработана авто­ром самостоятельно и нашла отражение в опубликованных монографиях, учебных пособиях и статьях, а именно: Волошин В. В. Епістемологія релігії: онтологічні припущення, ключові концепти, пізнавальні стратегії: Моно­графія. – Донецьк: Вид-во ДонНУ, 2012. – 447 с.; Волошин В. В. «Факт» и гу­манитарное знание // Вісник Донецького національного університету. Серія Б. Гуманітарні науки. – 2009. – № 2. – С. 230–238; Волошин В. В. Соціально-гуманітарне пізнання і філософія науки: проблема методологічних принципів // Філософські виміри сучасної соціальної реальності: монографія / колектив авторів; за ред. О. В. Андрієнко, В. І. Додонової та ін. – Донецьк: ДонНУ, 2013. – С. 11–26; Волошин В. В. Філософія, соціально-гуманітарне пізнання, гіпотеза // Філософські пошуки, вип. II / 2014: Людина та її буття у світлі філософської рефлексії: актуальні теми і питання. – Львів: Ліга-Прес, 2014. – C. 75–90; Волошин В. В. Логика и теория аргументации: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 48.03.01 «Тео­логия». – Псков: Псковский государственный университет, 2015. – 128 с.; Воло­шин В. В. Дис­циплинарный статус логики в контексте специфики социально-гуманитарного познания // Вестник Псковского государственного университета.Серия «Социально-гуманитарные науки». Выпуск 3. Псков: Псковский государствен­ный университет, 2016. – С. 3–13; Волошин В. В. Философские основания научных парадигм // Донецкие чтения 2016. Обра­зование, наука и вызовы современности:Материалы І Международной науч­ной конференции (Донецк, 16–18 мая 2016 г.). – Том 5. Философские и педа­гогические науки / Под общей редакцией проф. С. В. Беспаловой. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – С. 226–229; Волошин В. В. Русская религиозная фило­софия: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 48.03.01 «Теология». – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – 116 с.; Воло­шин В. В. От анализа клю­чевого эпистемологического концепта к типологии доми­нирующего знания // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки. – 2016. – № 4. – С. 88–94. Результатом автор­ской работы является первый вопрос темы 4 – История науки: хронология.

Разумеется, разработчик лекций не является специалистом во всех областях истории и философии науки. Поэтому, ряд тем, изложенных в форме тезисов, представляют собой компиляции (с авторскими вставками и комментариями, либо без таковых) из работ российских ученых. Список дан­ных работ: Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник. – М.: КНОРУС, 2008; Канке В. И. Основные философские направ­ления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000; Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов / Под общ. и научн. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина и др. – СПб.: Фонд «Универ­ситет», 2003; Степин В. С. Теоретическое знание. – М.: «Прогресс», 2000. История и философия науки (курс лекций): учебно-мето­дическое пособие / Е.В. Яков­лева. – Краснодар, 2016; Конспект лекций проф. Винограя Э.Г. по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей КемТИПП. – Кемерово, б. г.

В тексте лекций также присутствуют определения, взятые из коллектив­ного труда российских философов – Энциклопедия эпистемологии и фило­софии науки / Редкол.: И. Т. Касавин, В. А. Лекторский, А. С. Карпенко и др. – М.: «Канон+, 2009. При рассмотрении третьего вопроса темы 3 и третьего вопроса темы 7 автор ссылается на издание: Куайн Уиллард Bэн Орман. С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков / Пер. с англ. В. А. Ла­дова и В. А. Суровцева; Под общ. ред. В. А. Суровцева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 166 с.

Тема 1.История и философия науки: введение в дисциплину

1. Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат дисциплины.

2. Определение философии. Философия и мировоззрение.

3. Полисемия концепта «наука» и многообразие его дефиниций.

 

1. Объектом изучаемой дисциплины является наука. История и философия науки – междисциплинарный массив знаний, имеющий несколько предметных областей. Это:

- природа и структура науки;

- наука как социокультурный феномен;

- трансформация форм научного познания в потоке исторического времени; эволюция научного знания;

- наука в контексте смены мировоззренческих парадигм и типов рациональности и т. д.

Сведя к минимуму количество знаков, можно сказать, что предметом нашей дисциплины является историко-философское измерение науки.

Автором термина «философия науки» является Е. Дюринг (1878 г.) Имеет место множество определений философии науки. Вот некоторые из них.

- Философия науки исследует закономерности и тенденции научного познания.

- Философии науки изучает структуру и развитие научного знания.

- Философия науки постигает природу науки, ее струк­турные элементы в их взаимосвязи и взаимодействии.

- Философия науки исследует проблемы возникновения и роста науч­ного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие зако­номерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.

- Философия науки – область философии, имеющая своим предметом природу и историю научного знания, формы и методы его построения и разви­тия.

- «Философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты, формулируют законы и выдвигают гипотезы, а также исследует процесс развития самой науки. Иначе говоря, философия науки рассматривает внутреннее, логи­ческое функционирование научного механизма» (Мэл Томпсон).

История – социально-гуманитарная отрасль знаний, постигающая собы­тийное прошлое человечества в формате хронотопа (пространственно-вре­менного контекста). История науки изучает процесс развития научных идей, методов, теорий, институтов, коллективов и сообществ.

Цель изучения данной дисциплины состоит в философском осмыслении науки, постижении фактического и мировоззренческого содержания этапов ее генезиса, с дальнейшим использованием полученных знаний и навыков в теоре­тической и практической профессиональной деятельности. Предпо­лагается решение следующих задач: 1) изучить предметную, структурную, функцио­нальную конфигурацию дисциплины, усвоить ее концептуальный каркас; 2) интерпретируя науку как систему знаний, освоить проблемные сегменты эпистемологии (теории позна­ния) с выходом на онтологические вопросы; 3) в историко-философском ра­курсе рассмотреть развитие науки, сформулировав и обнаружив варианты решения проблемы роста научного знания; 4) исследовать архитектонику науки, теоретические и прикладные составляющие ее логико-методологи­ческого арсенала; 5) раскрыть антроп­ный и социально-культурный аспект науки, специфику ее отношений с другими формами духовной жизни.

Изучаемая дисциплина включает три относительно автономные рубрики (содержа­тельные модули): «Наука в историческом и философском изме­рении» (темы 1-5), «Наука в логико-методологическом измерении (темы 6-8), «Наука в со­циально-культурном измерении» (темы 9-10).

Философия науки, как самостоятельная область знания, начала складываться в середине XIX в. У истоков современной философии науки стояли такие мыслители как Уильям, Уэвелл, Джон Стюарт Милль, Огюст Конт. Можно смело сказать, что без таких мыслителей классической эпохи как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм и, конечно, И. Кант, генезис философии науки был бы весьма проблематичным.

В структуре философии науки можно выделить историю науки, историю философии науки, эпистемологию, логику и методологию научного ис­следования, социологию науки, этику науки; дисциплинарно – философию физики, философию математики, философию биологии и т. д.

Выше была отмечена междисциплинарность Истории и философии науки. Она связана с естествознанием, прежде всего, физикой, математикой, логикой, семантикой и т. д. Естествознание– массив наук о природе, ее структурных элементах в их взаимосвязи и взаимодействии. Структурные элементы природы фиксируются с помощью таких понятий как «система» «сфера», «процесс», «вещь», «объект», «организм» и т. д. и Формальная логика – наука, изучающая общезначимые формы, законы, принципы и операции абстрактного мышления. Семантика, в свою очередь, изучает отношение между знаками и тем, что они обозна­чают, а также сами эти отношения. Междисциплинарность обу­словливает многоуровневую структу­ру понятийно-категориального аппарата.

Понятие представляет собой тот материал, которым мы оперируем во всякой мыслительной деятельности, в том числе в рассуждениях. Любой универсум рассуждений базируется на системе понятий и категорий. Они репрезентируют различные миры, в том числе, выступая в качестве их семантических маркеров. Понятие является строгой и однозначной формой мышления, т. к. в ней, в отличие от суждения, фиксируется целостность существенных имеющихся признаков, как отдельных предметов (свойств, отношений), так и соответствующих классов. Наличие такого коллективного интеллектуального инструмента как понятие гарантирует стабильность индивидуального мышления и возможность понимания. Поэтому вполне закономерно, что наука начинается с констатации и уточнения понятийно-категориального аппарата. В нашей дисциплине такой аппарат включает общефилософские, частнофилософские, общенаучные и частнонаучные категории, термины и понятия.

 

2. Выше были представлены определения философии науки. Теперь вернемся к истокам – собственно, к философии и вспомним, что из себя представляет эта форма общественного сознания и специфический тип знания. Предлагаем ряд определений (сущностных и функциональных) ключевого концепта.

Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни, – иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы – до единой только истины».

Гераклит: задача философии – поиск истины.

Софисты: цель философии – научить мудрости. Мудрость софисты отождествляли не с достижением объективной истины, а с умением доказывать то, что каждый считает правильным и выгодным.

Платон: «Философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил»; философия – это познание сущего, ее задача – обнаружение вечных и абсолютных истин.

Аристотель: философия – это исследование причин и принципов вещей, задача ф. – постижение всеобщего в самом мире.

Эпикур: философия – это путь достижения счастья.

Эпоха средневековья: философия – «служанка богословия», ее задача состоит в подкреплении положений христианской доктрины.

Ф. Бэкон: философия – целостная единая наука, облеченная в понятийную форму.

И. Кант: философия – наука об отношении всего познания к целям человеческого разума.

В. Виндельбанд: «Философия – это научное разъяснение общих вопросов миропознания и жизнепонимания».

Б. Рассел писал: философия – это ничейная земля между богословием и наукой.

К. Ясперс: «Философия не может быть чисто научным знанием, ибо не может отвлечься от внутреннего мира самого философствующего», цель философии – постижение общего и фундаментального в существовании человека.

М. Хайдеггер: «Философия – последнее выговаривание и последний спор человека… Ностальгия, – вот фундаментальное настроение философствования о мире, конечности и отъединенности».

Фридрих Вайсман: «Философия – это логический анализ наших мыслей».

Уильям Хадсон: философия – это, прежде всего, «аналитическое описание структуры религиозной веры. Она раскрывает то, чем религиозная вера по своей логической структуре похожа и чем она отличается от науки и морали».

Д. Денет: «Философия – это деятельность, помогающая ставить вопросы в тех областях, где еще неясно, как ставить вопросы».

В. Васильев: «Философия – это предприятие, главной задачей которого является прояснение обыденных интуиций человеческого сознания с помощью концептуализаций».

М. Эпштейн: философия представляет действительный мир как один из возможных, «овозможнивает» его; все, что мыслится философски, обнаруживает свою способность быть иным.

В. Степин: «Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях».

Всякая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение – есть философия. Ханс Майер пишет: «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет как и она к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, включает все формы жизни». Другими словами, мировоззрение – систематическое единство ценностей, идей, идеал, интересов, убеждений и предпочтений относительно сущности природных и социальных явлений.

Мировоззрение есть результат отражения человеком мира. Глубина этого отражения – различна. Простейший вид отражения имеет место на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением (миросозерцанием). Следующие по глубине уровни отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь конструируется уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений и делается шаг к миропониманию посредством понятийного отражения. И, наконец, последний шаг – мирообъяснение, как способность вскрывать закономерности и сущность явлений и процессов, выходить на уровень предельных абстракций, универсалий, т. е. понятий, которые невозможно обобщить.

Можно выделить типы мировоззрения – обыденный и теоретический, а также его исторические виды – мифологический, религиозный, научно-философский. Таким образом, философия (как, впрочем, и наука) это высший уровень и тип мировоззрения.

 

3. Английское слова «science» (наука) происходит от латинского слов «scientia» (знание). В философии науки имеет место точка зрения, согласно которой, в современном значении слово наука было впервые использовано британским теологом и естествоиспытателем У. Уэвеллом в 40-е годы 19 века. Он же ввел в оборот слово «scientist» («ученый»). Иногда пальму первенства в деле имплементации слова наука отдают О. Конту. До 30-40-х годов 19 века, слово «наука» нередко использовалось как синоним слова «учение». До середины 19 века для именования той отрасли знаний и формы общественного сознания, которую и до сегодняшнего дня именуют «наукой» («science») использовался термин «натурфилософия».

Современная наука начала складываться в XVII-XVIII веках. С XVII в. возникают национальные научные организации («Академия опыта» во Флоренции (1657), Английское королевское общество (1662), Парижская Академия наук (1666), Берлинская Академия (1672), Российская Академия наук и художеств (1725) в Петербурге и др.). С середины XIX века наука становится самостоятельной сферой общественной жизни. К этому времени возникают научные лаборатории при университетах, на предприятиях, создаются государственные и частные научные центры. Наука становится социальным институтом, появляется потребность в осмыслении ее истории, закономерностей, форм организации, развитии методологии научных исследований, т.е. появляется философия науки.

Основные отличительные признаки на­уки в ее современной интер­претации: 1) установка на исследование законов преобразования объек­тов и реализующая эту установку предметность и объектив­ность научного знания; 2) выход науки за рамки предметных структур произ­водства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно неза­висимо от сего­дняшних возможностей их производственного освоения.

Наука имеет несколько аспектов (срезов) – институциональный, организационный, эпистемологический, психологи­ческий, экономический, этический и т. д.

Что же такое наука? Варианты ответов различны уже на уровне поиска родового понятия:

- Наука – абстрактно-логическая система знаний и законов мира.

- Наука – результат познавательной деятельности.

- «Наука» – собирательное понятие для всего комплекса наук.

- Наука – деятельность по производству знаний.

- Наука – «локомотив» прогресса.

- Наука – массив специализированного знания.

- Наука – форма социальной памяти.

- Наука – форма общественного сознания.

- Наука – форма индивидуальной памяти.

- Наука – система законов мира,

- Наука – теоретическое моделирование действительности и возможных миров.

- Наука – особая сфера культуры.

Теперь определения конкретных мыслителей.

«Наука – это поэтическое вопрошание природы; поэт выступает одно­временно и как созидатель, активно вмешивающийся в природу и исследующий ее» (И. Пригожин).

«Наука – созданное нами концептуальное средство, служащее для связи одного сенсорного возбуждения с другим» (У. Куайн).

«Наука является знанием, она ищет общие законы, связывающие большое количество частных фактов» (Б. Рассел).

«Наука – это исследование истины в том смысле, что она формулирует и обосновывает истинные суждения отно­сительно мира, природы или природного бытия» (М. Вартофский).

«Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, упорядоченных и обоснованных знаний о мире» (В. С. Степин).

Деятельностное бытие науки внешне выражается в становлении соот­ветствующих ей научных отношений и научных институтов. Так складывается научная сфера общества, которая включает:

- Научные потребности.

- Научные способности.

- Научную деятельность.

- Научные отношения.

- Научные институты.

В историческом становлении любой науки прослеживаются следующие направления ее самоопределения:

- Предметология – определение и обоснование своего предмета.

- Терминология – разработка своего категориального аппарата.

- Методология – определение специфических методов исследования.

- Логика научного исследования, т. е. следование его законам, прин­ципам, операциям абстрактного мышления.

- Номология – выявление законов своей предметной области.

- Праксиология – определение своей практической значимости.

Можно выделить три уровня научного познания. На эмпирическом уровне совершается процесс получения знания в результате взаимодействия человека (субъекта) с природной или социальной средой (объектом) посредством органов чувств. Исследователь получает конкретную информацию о единичных явлениях. На этом уровне познания применимы наблюдение, экспе­римент и измерение. Теоретический уровень включает систематизированное выражение сущности изучаемого явления в форме понятия, суждения и умозаключения. Философский уровень дает возможность установить место предмета науки в системе мира как целого и связать его с мировоззрением.

Непростым является вопрос о критерии классификации наук. Это не удивительно. В настоящее время насчитывается около 900 сложившихся наук. Еще 700 претендуют на подобный статус. Тем не менее, по предмету науку (науки) классифицируют на естественно-математические, социально-гума­нитарные и технические. По целевому назначению – на фунда­ментальные и прикладные. По методу – на теоретические и эмпирические. По институтам – на академическую, отраслевую, вузовскую и общественную науку.

Выше речь шла о мировоззрении. Нередко в качестве синонима слова «мировоззрение» используют двухместное понятие «картина мира». Поскольку существуют различные уровни систематиза­ции знания в науч­ной картине мира, выделяют три ос­новных ее типа. Соответственно можно указать на три ос­новных значения, в которых применяется понятие «науч­ная картина мира» при характеристике процессов струк­туры и динамики науки. Во-первых, оно обозначает осо­бый горизонт систе­матизации знаний, полученных в раз­личных науках. В этом значении говорят об общей науч­ной картине мира, которая выступает как целостный об­раз мира, включающий представления и о природе, и об обществе. Во-вторых, термин «научная картина мира» применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза достиже­ний естествен­нонаучных дисциплин. Аналогичным обра­зом это понятие может обозначать совокупность знаний, полученных в гума­нитарных и общественных науках. В-третьих, им обозначается горизонт систе­матизации зна­ний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки, которое складывается на опреде­ленном этапе ее истории и меняется при переходе от од­ного этапа к другому.

Мировоззренческие установки ученых неизбежно трансформируются в функции науки, целостно выражающие ее структуру, такие, как объяснение, понимание, предсказание. Объяснение – это подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Понимание – это способ, посредством которого можно интерпретировать (истолковывать) те или иные явления, как природной, так и духовной действительности. Пред­сказание – это вывод предположений о фактах или явлениях из имеющихся уста­новленных законов и теорий, причем эти предположения остаются гипотезами до тех пор, пока они не будут подтверждены эмпирически.

Таким образом, философия – это аналитическое и критическое пре­ломление бытия в сознании людей, концептуальное моделирование действи­тельного и возможных миров, постановка и решение фундамен­тальных мировоззренческих проблем. Изучаемая нами дисциплина исследует онто­логические основания науки, ее эпистемологические и логико-методо­логи­ческие аспекты, а также исторические и социально-культурные харак­теристики научно-познавательной деятельности, для краткости име­нуемой наукой. Наука представляет собой исторически изменчивую форму общественного сознания и вид деятельности, а также – что чрезвычайно важно – специфический тип знания. Соответственно, научное исследование – это системный, логически и методологически обоснованный процесс поиска, форматирования и трансляции нового знания. К эпистемологическому аспек­ту науки переходим в программе следующей темы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: