Занятие № 4, 5 (4 часа)

ТЕМА: ПОКАЗ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Продолжать формировать у студентов умения применять методы обучения на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

Материал: весь материал для показа способов действий на занятиях по рисованию (2-3 тонированных листа, кисти для показа, гуашь, скотч, салфетка). Весь необходимый материал для показа способов действий на занятии по лепке (пластилин, стека, салфетка, пластиковая доска) или аппликации (фон, геометрические формы, ножницы).

Ход занятия:

А). Теоретическая часть.

1. Характеристика показа способов действий как метода развития детского изобразительного творчества.

2. Виды показа на занятиях по изобразительной деятельности.

3. Методика организации первой и второй части занятий по ИЗО (разные виды деятельности) с использованием показа способов действий.

Б). Практическая часть.

Каждый студент осуществляет показ способов действий на двух видах занятий (по рисованию и на любом другом по выбору).

Задание:

1. Повторить тему лекции «Показ способов действий как метод обучения на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Подготовиться к проведению показа способов изображения на занятии по рисованию и любом другом на выбор.

3. Представить письменное описание показа способа изображения конкретного предмета.

Литература:

1. Вершинина Н.А. Предметное рисование в детском саду. – Северодвинск, 1994.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1997. – 272 с.

3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.

ЗАНЯТИЕ № 6, 7 (4 часа)

ТЕМА: КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Научить студентов определять программное содержание обучения детей изобразительной деятельности в зависимости от вида занятия, темы; учить составлять конспект занятия.

Материал: конспекты разных видов занятий.

Ход занятия:

1. Выделить структурные части конспекта (вид занятия, тема, программное содержание, предварительная работа, ход занятия).

2. Выписать варианты задач обучения, их виды: изобразительные; технические; развивающие; воспитательные.

3. Проанализировать содержание предварительной работы, дополнить варианты.

4. Зачитать начало занятия. Определить, как ставится цель, мотив, записать варианты.

5. Выделить приемы реализации задач по рисунку, записать варианты.

6. Выделить приемы реализации задач по цвету, композиции, дополнить варианты.

7. Продемонстрировать решение технических, развивающих и воспитательных задач. Записать варианты.

8. Дать анализ второй части занятия. Выписать примеры обращения к детям.

9. Записать варианты анализа детских работ.

Задание: Повторить лекции по темам «Задачи и методы обучения изобразительной деятельности».

ЗАНЯТИЕ № 8 (2 часа)

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ РИСУНКОМ КАК СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель: Научить студентов анализировать детские рисунки с точки зрения применения детьми основных функций рисунка.

Задание:

1. Выписать все функции рисунка в изобразительном искусстве.

2. Подготовить на развороте двойного листа таблицу 1.

Таблица 1

Особенности овладения детьми дошкольного возраста функций рисунка

                       
                       

1. Возрастная группа

2. Форма предмета (какая геометрическая форма, ее качество)

3. Основные части: голова, туловище, шея, плечи, талия, руки (локти), ноги (колени).

4. Пропорции. 5. Детали: прическа, части лица, кисти рук, стопы в одежде

5. Половые особенности, 7. Возрастные особенности 8. Движение

9. Настроение 10. Величина 11. Масса 12. Примечание

Ход работы:

1. Разложить рисунки детей по теме «Семья» (по 2-3) младшей группе.

2. Внимательно их рассмотреть, выделяя функции рисунка, заполнить таблицу.

3. Выполнить задания 1-3 по средней, старшей и подготовительной группах.

4. После заполнения всей таблицы записать выводы:

- Какие функции рисунка в рисовании человека ребенком лучше освоены.

- Какие функции рисунка ребенок частично усваивает, не усваивает совсем.

- Какие функции ребенок осваивает в полной мере к концу дошкольного возраста? От чего это зависит?

Литература:

1. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984

2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1965

3. Программа воспитания и обучения в детском саду (действующая)

4. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965.

5. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1961.

ЗАНЯТИЕ № 9 (2 часа)

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЦВЕТОМ И КОМПОЗИЦИЕЙ КАК СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель: Научить студентов анализировать детские рисунки с точки зрения применения детьми основных функций цвета и композиции.

Задание на дом: Заранее подготовить все таблицы; повторить функции цвета изобразительного искусства и законы композиции.

Литература:

1. Вершинина Н.А. Выявление понимания детьми 5-6 лет композиции произведений живописи (рукопись).

Ход работы:

Задание 1 (способы выделения сюжетно-композиционного центра).

1. Разложите перед собой 10 рисунков на тему «Дети на прогулке».

2. Найдите, что в каждом рисунке ребенка является главным (сюжетно-композиционным центром).

3. Сосчитайте и запишите количественные данные в таблицу 1.

Таблица 1

Выделение сюжетно-композиционного центра в рисунке

Общее Количество Сюжетно-композиционный центр
Не выделен Выделен слабо Выделен удачно
       

4. Запишите вывод: как дети овладели СКЦ в рисунке.

5. Найдите разные способы выделения СКЦ.

6. Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Способы выделения сюжетно-композиционного центра

Общее количество Цветом Размером Изоляцией Динамикой Жестом, мимикой
           

7. Запишите вывод: каким способом выделения СКЦ дети пользуются чаще.

Задание 2 (применение линии горизонта).

1. Найдите в рисунках детей, как отмечена линия горизонта.

2. Сосчитайте и заполните таблицу 3.

Таблица 3

Применение линии горизонта

Общее количество Без линии горизонта Линия горизонта
Низкая Средняя Высокая Двойной (тройной) горизонт
           

3. Оцените, насколько выбор линии горизонта соответствует теме рисунка.

4. Заполните таблицу 4.

Таблица 4

Соответствие выбора линии горизонта теме рисунка

Общее количество Не соответствие теме Соответствие теме
     

5. Запишите вывод: Овладели ли дети выбором места линии горизонта как элементом композиции.

Задание 3 (способы передачи пространства в детских рисунках).

1. Проанализируйте детские рисунки и определите, передают ли дети пространство, какими способами.

2. Заполните таблицу 5.

 

Таблица 5

Способы передачи пространства

Общее количество Цвето-воздушная перспектива Заслоняемость Расположение выше (ниже) на листе Детализация предметов к линии горизонта Сокращение размеров к линии горизонта
           

3. Запишите вывод: Умеют ли дети пользоваться способами передачи пространства, какими чаще?

Задание 4 (выбор формата).

1. Определите, какие форматы использованы детьми и запишите данные в таблицу 6.

Таблица 6

Особенности использования формата листа

Общее количество Виды формата Соответствие замыслу
Горизонтальный Вертикальный Квадратный + -
           

2. Отметьте разнообразие формата по размерам.

3. Запишите вывод: Пользуются дети выбором формата в зависимости от темы занятия. Одинаковый ли путь проходят художник и дети в использовании формата.

Задание 5 (определение количества и способа расстановки фигур).

1. Посчитайте, сколько героев в рисунках детей.

2. Запишите данные в таблицу 7.

Таблица 7

Способ расстановки фигур

Количество рисунков Однофигурная композиция Двухфигурная композиция Многофигурная композиция
       

3. Определите общее количество предметов, которые успевает нарисовать ребенок. Каких рисунков больше: однофигурных, двухфигурных, многофигурных?

4. Запишите вывод: Насколько грамотно ребенок пользуется способом расстановки фигур, соответственно теме занятия. Как прослеживаются связи между героями в рисунках.

Задание 6 (использование функций цвета в рисунках детей).

1. обратите внимание на использование функций цвета в рисунках на тему «Грустный и веселый день в природе».

2. Заполните таблицу 8.

Таблица 8

Использование цвета в рисунках детей

Количество рисунков Функции цвета
изобразительная Выразительная композиционная декоративная
+ +/- - + +/- - + +/- - + +/- -
                         

+ удачно; +/- не совсем удачно; - не удачно

3. Запишите вывод: умеют ли дети пользоваться функциями цвета, какая из них освоена лучше (хуже).

Общий вывод: Какие элементы композиции и функции цвета наиболее удачно используют дети в рисунках? Почему это происходит?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: