Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро. -Доброе утро! Солнцу и птицам. - Доброе утро! - Улыбчивым лицам. - И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. | Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполнять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. |
ПЧЕЛКИ
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: Раз два, три, четыре, пять. | Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке". Заглядываем в "улей". Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают. |
НА ДВОРЕ
Повстречались два котенка: "Мяу - мяу!", Два щенка: "Ав - ав!", Два жеребенка: Иго - го!", Два тигренка: "Р – р - р!" Два быка: "Му - у!". Смотри, какие рога. | На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. Показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. |
АЛЕНУШКА
Алёнушка шустра, Алёнушка быстра: Сарафан дошила, Носок довязала, Постирала платок, Погладила поясок, Платье надела И песню запела. Везде поспела, В охотку ей дело! | Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга. Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого, на обеих руках. Развести ладошки в стороны. Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза. |
МЕДУЗЫ
Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. Выгнем щупальца сильнее- Вот как гнуться мы умеем! | Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы. После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой. |
УЛЕЙ
Вот маленький улей, Где пчелы спрятались, Никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з-з-з! | Пальцы сжать в кулак, затем разгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели. |
ТИШИНА И ШУМ
Пальчиком, пальчиком Тук – тук – тук. Ладошкой, ладошкой Хлоп – хлоп – хлоп. Локтями, локтями Стук – стук – стук. На голову положи, Что-то важное скажи! А теперь из пальчиков Сделаем очки. Ротик закрой И тихо посиди! | Указательным пальцем правой руки ударяем об указательный палец левой руки. Хлопаем в ладоши. Руки согнуты в локтях, похлопывания по бокам. Руки положить на голову. Сделать «очки» (большой и указательный пальцы). Прикрыть рот ладошкой. |
ШЛА КУКУШКА
Шла кукушка мимо рынка, У неё была корзинка, А корзинка на пол - бух! Полетело десять (девять, восемь) мух! | Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты. Ладони соединяются "ковшом" – корзинка. Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки. Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту. |
ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?
Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем - в лес ходил. С этим братцем - щи варил. С этим братцем - кашу ел. С этим братцем - песни пел. | Пальцы сжаты в кулачок. Разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца. |
ШАРИК
Надуваем быстро шарик – Он становится большой. Вдруг шар лопнул, Воздух вышел – Стал он тонкий и худой. | Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальчики принимают исходное положение. |
С ДОБРЫМ УТРОМ!
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Вы проснулись? С добрым утром, ножки! Вы проснулись? С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась) | Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него. Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам "Чебурашка". Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши. Поглаживание коленок. Потопать ногами. Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх. |
ПИСЬМА
Пишет лето, пишет осень. Листья-письма Ежик носит. Носит письма на спине И друзьям моим и мне. И кроту, И мышке в норке, И медведю на пригорке. - Вам письмо кленовое. - Вам письмо ольховое. - Вам - с сосновой шишкой, Распишитесь, мишка. | Гладим одной ладошкой другую. Прячем детскую ручку в свои - изображаем крота в норке. Прячем детскую ручку в свои - изображаем мышку в норке. Наоборот - детская ладошка - на мамином кулаке. Складываем ладошки вместе и открываем, как книжку, на каждое "письмо". |
ПАЛЬЧИКИ ПЛЯШУТ
Пальчики у нас попляшут - Вот они, вот они. В кулачки мы пальцы спрячем - В кулачки, в кулачки. | Пальцы растопырены, делаем «фонарики». Сжимаем пальцы в кулачки. |
ОЛАДУШКИ
Сито бито, бито, бито Под бока, бока, бока. Проходи-ка через сито, Просевайся, мука! Ты пеки, пеки, пеки Из просеянной муки Блин-чи-ки, Пи-рож-ки И ола-душ-ки! | На каждое слово хлопаем в ладоши. Изображаем как будто в руках "сито" и просеиваем муку - трясем его из стороны в сторону. Хлопаем в ладоши. Обводим пальчиками круг в воздухе. Складываем ладошки вместе. Хлопаем в ладоши. |
НОВЫЕ КРОССОВКИ
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козлёнок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка Новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки. | Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших. "Шагать" по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там | Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. Поднять выпрямленные ладони вверх. Имитировать движения волн и рыбок. |
МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК
Мальчик-пальчик, Где ты был, где ты был? C этим пальцем В лес ходил, в лес ходил, А с этим пальцем Щи варил, щи варил, А с этим пальцем Кашу ел, кашу ел, А с этим пальцем Песни пел, песни пел. | Пальцы сжать в кулак, затем разгибать их по одному в соответствии со стихотворным текстом. |
ВАРИМ КАШУ
Настя кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он сено не косил, Корову не доил, Тесто не месил, И печку не топил. | Чертим пальцем круги по ладошке. Имя можно заменить на имя вашего ребёнка. Загибаем пальцы по одному, начиная с мизинца. Подёргать большой палец. Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши. |
ПЧЕЛА
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель - шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Помахать руками. На каждое название насекомого загибать один пальчик. Помахать ладошками и уронить ладони на стол. |
У МЕЛАНЬИ
У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Все без бровей, Вот с такими ушами, Вот с такими носами Вот с такими усами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На Маланью все глядели, И все делали вот так... | Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом, показать избушку. Показать семь пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднести к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные "гусарские" усы. Очертить большой круг вокруг головы. Показать руками большую окладистую бороду. Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку". Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами. Дети показывают загаданные действия. |
ПОСУДА
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. | Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга. Одна ладонь скользит по другой по кругу. Загибать пальчики по одному, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой. Разгибать пальчики по одному, начиная с большого. Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши. |
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Сорока-белобока кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты дров не носил, Печку не топил, Тебе каши не дадим! | Взрослый слегка щекочет ладошку ребенка. Загибает мизинчик ребенка. Загибает безымянный пальчик. Загибает средний пальчик. Загибает указательный пальчик. Шевелит большой пальчик. Слегка щекочет ребенка. |
ЕЖИК
Ежик выбился из сил - Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока - Надо их размять слегка. А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко. А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Еж в лесочек убежал, Нам "спасибо" пропищал. | Гладим себя по головушке, жалеем. Трем, похлопываем себя по бокам. Гладим ножки. Чешем, щекочим соответственно. Изображаем бег, сидя на стульчике. |