Византийский город в IX – X вв.: расцвет ремесла и торговли

Время со второй половины IX до конца XI в. составляет второй этап средневизантийского периода. Главное его содержание состояло в окончательном оформлении институтов средневековой монархии, которая после нового яркого расцвета вновь вступила со второй половины XI в. в полосу кризиса. Процесс имущественной дифференциации в деревне ускорился. власти империи взяли под контроль все «бесхозные» земли, включая пустоши На всей территории империи господствовали три вида собственности на землю: полная частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность сель-ских общин на находившиеся в общем пользовании земли и, собственность государства. Разложение сельской общины было ускорено налоговой реформой Никифора I (802-811) явлением товарно-денежных отношений. Кроме главного поземельного налога натурой (синоны) были введены другие налоги. Строго соблюдалась эпиболэ в ее новой форме: заброшенный соседом участок уже не присоединяли к земле общинников, а давали им право его обрабатывать взамен уплаты налогов. Эпиболэ теперь стали называть «аллиленгием», т.е. «солидарной ответственностью». Общинники по-прежнему в складчину вооружали обедневших стратиотов. С Никифора 1 (и до конца империи) казна стала взимать со всех жителей деревни «капникон» («подымное»), т.е. подворную подать с домохозяина, независимо от его имущественного положения. Ранее ее платили только «парики» (присельники) церкви.Безземельный крестьянин получал от господина земли участок на условиях уплаты части урожая либо суммы денег, Основное отличие парика от свободного общинника состояло в отсутствии у парика собственности на обрабатываемую землю, В силу всего этого хотя парик юридически оставался свободным подданным попадал и в личную зависимость. Многие учёные трактуют общественный строй Византии как полуфеодальный,

С середины IX в. начался подъем городов в Византии. Мастера и торговцы были организованы в кор-порации — профессиональные объединения. Шелк, художественные изделия из стекла, металла, слоновой кости, дорогая посуда, льняные ткани из Византии снова обрели мировую славу. Принадлежность к корпорации была не повинностью, а привилегией, и вступление в нее было обставлено рядом условий: взнос, наличие материальных возможностей для дела, овладение мастерством, обязательство соблюдать правила. Установленные эпархом (градоначальником), эти правила для 22 корпораций столицы были постепенно сведены в X в. в сборник постановлений — «Книгу эпарха». Наибольшие льготы имели корпорации торговцев. Состоятельные члены корпораций использовали труд мистиев (наемных работников) и рабов. Возобновилось строительство роскошных дворцов знати, многочисленных богато украшенных церквей. Возросло количество денег в обращении. Успешно развивалась с начала X в. торговля с Древней Русью. В течение почти 250 лет, начиная с середины IX в., особенно при императорах Македонской династии, совершался процесс упрочения власти императора и правительства. Огромное значение приобрело налоговое ведомство. Главными противниками империи в IX—XI вв. оставались болгары и арабы. Заключив с Болгарией мир в 853 г., Византия постепенно усиливала на нее свое влияние, посредством приобщения языческих иноверных народов к христианству. в конце IX — начале X в. В 860 г. русы, неожиданно появившись на множестве небольших ладей, осадили Константинополь. Столкновение завершилось договором, в результате которого часть правящей верхушки Руси приняла христианство (но ненадолго). С этого времени русы получили доступ на рынки столицы империи. летом 907 г. войска русов снова появились на Босфоре, прибыв и по морю и по суше. Окрестности столицы подверглись разгрому. В 911 г. Византия заключила с русами договор, Торговые связи Руси с империей стали регулярными: По неизвестным причинам в 941 г. киевский князь Игорь совершил новый поход на Византию, разорил берега Босфора и часть побережья Малой Азии, но был разбит под Константинополем с помощью «греческого огня». В 944 г. был подписан новый договор. Усилился приток русов на службу в войска Византии. последний поход уже христианской Руси на-Константинополь в 1043 г. Его возглавил сын Ярослава Мудрого новгородский князь Владимир. Поход был неудачным: флот росов был разметан бурей и сожжен «греческим огнем» под Константинополем.

 

 

20Возникновение ислама. Мухаммед. Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570-632 г.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.

В настоящее время почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии (см.карту). Подавляющее большинство мусульман в России составляют татары и башкиры.

Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению (см. Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?). Также как, например, некорректно считать настоящей звездой, сделанную человеческими руками, звёздочку на рождественской елке, хотя её и называют звездой.

Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»).

Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран – который стал священным писанием для мусульман. Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они считают Библию частично искаженной (но в чём точно, они не знают), но не могут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.

Коран состоит из 114 глав (сур). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.

Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («обычай», «пример», «направление»). Шииты представляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов.

Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: