Хрестоматия «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

для студентов психологических специальностей

(автор-составитель Коптева Н.В.)


 

Пермь

ПГПУ

 

 

В первом разделе хрестоматии собраны материалы, относящиеся к предмету, задачам, проблемам современной психологии образования, во втором – к представлениям классиков западной психологии о том, каким в идеале должно быть образование, в том числе идеологии и политике образования, основанной на гуманистическом человекоцентрированном подходе К.Роджерса. Б о льшая часть текстов (разделы третий–шестой) посвящена психологическим основаниям и практике отечественной образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (концепциям, составляющим фундамент системы, истории ее развития, создателям, формам реализации системы на разных ступенях образования). Заключительный раздел включает материалы по проблематике психологического здоровья. Хрестоматия предназначена для студентов направления 050400 — Психолого-педагогическое образование (профиль: психология образования), изучающих преемственно связанные курсы «Актуальные проблемы психологии образования» и «Психологическое сопровождение развивающего обучения», а также для студентов направления 030300 — Психология (профиль: психология), изучающих курс «Психология образования». Материалы хрестоматии представляют интерес для научных работников в области педагогической психологии, образования, педагогики, педагогики и социальной работы, преподавателей, аспирантов и практических психологов.

 

 

Содержание

Часть первая Психологические основания современного образования 5

РАЗДЕЛ I. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования. 5

И.И.Чурилов. 5

Мировой кризис образования 5

РАЗДЕЛ II «Идеальная форма» образования в трудах классиков западной психологии. 26

К.Г.Юнг. 26

О становлении личности. 26

Феномен одаренности. 30

Эрих Фромм. 37

Кредо. 37

Гуманистическая и авторитарная этика. 41

Авторитарная совесть. 45

Гуманистическая совесть. 48

А.Маслоу. 52

Цели и результаты гуманистического образования. 52

Образование и пиковые переживания. 60

К.Роджерс. 66

Свобода учиться. 66

РАЗДЕЛ III Психологические основания системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. 81

Л.С.Выготский. 81

История развития высших психических функций. 81

Задания. 84

Проблема возраста. 85

1.Проблема возрастной периодизации детского развития. 85

Задания к п.1. 96

2.Структура и динамика возраста. 96

Задания к п. 2. 100

Леонтьев А. Н. 101

К теории развития психики ребенка. 101

Задания. 107

Д.Б. Эльконин. 107

К проблеме периодизации психического развития. 108

в детском возрасте. 108

Задания. 119

В.В.Давыдов. 120

Основные периоды психического развития ребенка. 120

Задания. 138

В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. 138

Интегральная периодизация общего психического развития 138

Задания. 148

Б.Д. Эльконин. 148

Кризис детства и основания проектирования форм детского развития 148

Задания. 157

К.Н. Поливанова. 157

Возрастные кризисы глазами психолога и педагога. 157

Задания. 162

Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. 162

Природа детства и идолы взрослого рассудка. 163

Задания. 168

РАЗДЕЛ IV. Из истории системы развивающего обучения. 169

В.В.Давыдов. 169

Из истории становления системы развивающего обучения. 169

(система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) 169

Задания. 176

А.Н. Ждан. 177

К исторической реконструкции психологических основ развивающего обучения. 177

Задания. 193

В.В.Давыдов. 193

Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) 193

Задания. 207

РАЗДЕЛ V. Преемственность поколений создателей системы развивающего обучения. Персоналии 208

Д.Б. Эльконин. 208

Л.С. Выготский сегодня. 208

В. П. Зинченко. 214

Саморазвитие духа (Памяти друга) 214

В.С. Лазарев. 223

Новое издание книги В.В.Давыдова «Виды обобщения в обучении». 223

А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин. 226

Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина. 226

Часть вторая ПсихологО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ развивающего обучения.. 238

РАЗДЕЛ VI. Деятельностные формы обучения и воспитания в системе Д.Ю.Эльконина-В.В.Давыдова. 238

Кудрявцев В.Т. 238

Развивающее образование: преемственность дошкольной и начальной школьной ступеней 238

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. 258

Педагогические принципы организации. 258

сюжетной игры в детском саду. 258

Д.Б.Эльконин. 294

Интеллектуальные возможности младших школьников. 294

и содержание обучения. 294

Цукерман Г.А.. 323

Что развивает и чего не развивает учебная деятельность. 323

младших школьников. 323

Цукерман Г.А.. 339

Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности?. 339

Г. А. Цукерман. 343

Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии?. 343

В.В. Давыдов, 361

В.В. Репкин, 361

Дети растут, а вы? Как организовать развивающее обучение в 5-9- классах средней школы 361

Г.А.Цукерман. 365

Социально-психологическое экспериментирование. 365

как форма ведущей деятельности подросткового возраста. 365

К.Н. Поливанова, 376

К проблеме ведущей деятельности в подростничестве. 376

Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский,Е.В.Чудинова. 380

Гипотеза о содержании обучения подростка в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 380

А.Б.Воронцов, 394

Возрастная российская школа - миф или реальность?. 394

Часть третья ОБРАЗОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 407

В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов. 408

Антропологический подход к решению проблемы.. 408

психологического здоровья детей. 408

С.Л.Братченко. 424

Гуманитарная экспертиза образования. 424

Характеристики учителя, способствующего личностному становлению, психическому здоровью учащихся: 430

Александр Лобок. 435

Школа в гуманитарном измерении. 435

Вопросы для экспертизы образовательного события. 435

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: