для студентов психологических специальностей
(автор-составитель Коптева Н.В.)
Пермь
ПГПУ
В первом разделе хрестоматии собраны материалы, относящиеся к предмету, задачам, проблемам современной психологии образования, во втором – к представлениям классиков западной психологии о том, каким в идеале должно быть образование, в том числе идеологии и политике образования, основанной на гуманистическом человекоцентрированном подходе К.Роджерса. Б о льшая часть текстов (разделы третий–шестой) посвящена психологическим основаниям и практике отечественной образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (концепциям, составляющим фундамент системы, истории ее развития, создателям, формам реализации системы на разных ступенях образования). Заключительный раздел включает материалы по проблематике психологического здоровья. Хрестоматия предназначена для студентов направления 050400 — Психолого-педагогическое образование (профиль: психология образования), изучающих преемственно связанные курсы «Актуальные проблемы психологии образования» и «Психологическое сопровождение развивающего обучения», а также для студентов направления 030300 — Психология (профиль: психология), изучающих курс «Психология образования». Материалы хрестоматии представляют интерес для научных работников в области педагогической психологии, образования, педагогики, педагогики и социальной работы, преподавателей, аспирантов и практических психологов.
Содержание
Часть первая Психологические основания современного образования 5
РАЗДЕЛ I. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования. 5
И.И.Чурилов. 5
Мировой кризис образования 5
РАЗДЕЛ II «Идеальная форма» образования в трудах классиков западной психологии. 26
К.Г.Юнг. 26
О становлении личности. 26
Феномен одаренности. 30
Эрих Фромм. 37
Кредо. 37
Гуманистическая и авторитарная этика. 41
Авторитарная совесть. 45
Гуманистическая совесть. 48
А.Маслоу. 52
Цели и результаты гуманистического образования. 52
Образование и пиковые переживания. 60
К.Роджерс. 66
Свобода учиться. 66
РАЗДЕЛ III Психологические основания системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. 81
Л.С.Выготский. 81
История развития высших психических функций. 81
Задания. 84
Проблема возраста. 85
1.Проблема возрастной периодизации детского развития. 85
Задания к п.1. 96
2.Структура и динамика возраста. 96
Задания к п. 2. 100
Леонтьев А. Н. 101
К теории развития психики ребенка. 101
Задания. 107
Д.Б. Эльконин. 107
К проблеме периодизации психического развития. 108
в детском возрасте. 108
Задания. 119
В.В.Давыдов. 120
Основные периоды психического развития ребенка. 120
Задания. 138
В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. 138
Интегральная периодизация общего психического развития 138
Задания. 148
Б.Д. Эльконин. 148
Кризис детства и основания проектирования форм детского развития 148
Задания. 157
К.Н. Поливанова. 157
Возрастные кризисы глазами психолога и педагога. 157
Задания. 162
Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. 162
Природа детства и идолы взрослого рассудка. 163
Задания. 168
РАЗДЕЛ IV. Из истории системы развивающего обучения. 169
В.В.Давыдов. 169
Из истории становления системы развивающего обучения. 169
(система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) 169
Задания. 176
А.Н. Ждан. 177
К исторической реконструкции психологических основ развивающего обучения. 177
Задания. 193
В.В.Давыдов. 193
Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) 193
Задания. 207
РАЗДЕЛ V. Преемственность поколений создателей системы развивающего обучения. Персоналии 208
Д.Б. Эльконин. 208
Л.С. Выготский сегодня. 208
В. П. Зинченко. 214
Саморазвитие духа (Памяти друга) 214
В.С. Лазарев. 223
Новое издание книги В.В.Давыдова «Виды обобщения в обучении». 223
А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин. 226
Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина. 226
Часть вторая ПсихологО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ развивающего обучения.. 238
РАЗДЕЛ VI. Деятельностные формы обучения и воспитания в системе Д.Ю.Эльконина-В.В.Давыдова. 238
Кудрявцев В.Т. 238
Развивающее образование: преемственность дошкольной и начальной школьной ступеней 238
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. 258
Педагогические принципы организации. 258
сюжетной игры в детском саду. 258
Д.Б.Эльконин. 294
Интеллектуальные возможности младших школьников. 294
и содержание обучения. 294
Цукерман Г.А.. 323
Что развивает и чего не развивает учебная деятельность. 323
младших школьников. 323
Цукерман Г.А.. 339
Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности?. 339
Г. А. Цукерман. 343
Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии?. 343
В.В. Давыдов, 361
В.В. Репкин, 361
Дети растут, а вы? Как организовать развивающее обучение в 5-9- классах средней школы 361
Г.А.Цукерман. 365
Социально-психологическое экспериментирование. 365
как форма ведущей деятельности подросткового возраста. 365
К.Н. Поливанова, 376
К проблеме ведущей деятельности в подростничестве. 376
Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский,Е.В.Чудинова. 380
Гипотеза о содержании обучения подростка в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 380
А.Б.Воронцов, 394
Возрастная российская школа - миф или реальность?. 394
Часть третья ОБРАЗОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 407
В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов. 408
Антропологический подход к решению проблемы.. 408
психологического здоровья детей. 408
С.Л.Братченко. 424
Гуманитарная экспертиза образования. 424
Характеристики учителя, способствующего личностному становлению, психическому здоровью учащихся: 430
Александр Лобок. 435
Школа в гуманитарном измерении. 435
Вопросы для экспертизы образовательного события. 435