Интерперсональные критерии личностного роста

 

1. Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношений к другим людям. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она споссобна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности и доверию им.

2. Понимание других. Зрелая личность отличается способносстью к адекватному, свободному от предрассудков и стереотипов, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности - других людей. Важнейший критерий ЛР- готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого взаимопонимания и сопереживания (эмпатии).

3. Социализированность. Л.Р.ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии» (К.Роджерс).

4. Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента», умение и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс, 1994,с. 81).

Важные примечания

· изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями.

· в то же время, это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других.

Поэтому важны не столько конкретные величины «достижений» по каждому критерию, сколько сам факт движения в этих направлениях.

Итак, перечисленные 10 критериев ЛР составляют основу изучения личностной зрелости в рамках ГЭО и могут считаться базовыми гуманитарными критериями.

Характеристики учителя, способствующего личностному становлению, психическому здоровью учащихся[44]:

Искусство уважения.

Часто к учителю предъявляется требование, что он «должен любить» детей. Однако очевидно – любовь, при всех ее несомненных достоинствах, не может быть вменена в обязанность, тем более учитель не может испытывать ее в отношении всех детей. Часто проблема заключается в том, чтобы отнестись по-человечески, поддержать, помочь развиваться и тем, кто учителю не нравится, не вызывает любви или хотя бы симпатии. Ведь учитель призван помогать всем, а не только нравящимся ему. Иначе, учитель может и не любить ученика, но уважать его обязан.

Способность (искусство) уважения связана с ценностными установками преподавателя, определяющими его общие взгляды на то, что есть сущность человека, каковы возможности его развития и т.п. – все это, в конечном итоге, и предопределяет его отношение к другим людям и, в частности, к детям (ученикам).

Уважение – это признание другого человека (ребенка) ценностью, принятие его таким, каков он есть (а не таким, каким «должен» быть, и тем более – каким я хочу, чтобы он был), вера в его возможности (пусть и скрытые, потенциальные).

Уважение – это также и готовность признать свободу другого человека, его права – и в этом смысле признать его потенциальную равноценность себе и равноправие. Вступить в равноправные отношения с ребенком очень непросто, но именно такого рода отношения направлены на защиту и поддержку «человеческого в человеке» – и поэтому они должны быть в центре внимания ГЭО.

Для операционализации понятия равноправия можно использовать конструкт коммуникативные права личности (КПЛ), с помощью которого может быть описана система психолого-правовых оснований общения, определяющих границы свободы собеседников таким образом, чтобы обеспечить их взаимодействие на основе взаимного признания и ненасилия.

Среди основных, базовых КПЛ следует назвать, прежде всего

· право на свою систему ценностей, свою веру;

· право быть ответственным за свое развитие и свою судьбу;

· право на достоинство и его уважение;

· право на индивидуальность и отличие от других;

· право на независимость и суверенитет;

· право на свободную, ничем не регламентируемую мысль;

· право на отстаивание своих прав;

Перечисленные КПЛ - основа, непременное условие межличностного диалога. Можно выделить также группу более частных, но не менее важных КПЛ:

· право на позицию, свою точку зрения;

· право на свободное изъявление своей позиции (право голоса);

· право на отстаивание и защиту своей позиции;

· право на доверие со стороны собеседника (презумпция искренности);

· право на понимание собеседника, на прояснение для себя его позиции, точки зрения;

· право на вопрос к собеседнику;

· право на сомнение в отношении любых суждений;

· право на несогласие с позицией, точкой зрения собеседника;

· право на высказывание своего сомнения или несогласия;

· право на изменение, развитие своей позиции, точки зрения;

· право на поиск, на искреннее заблуждение и ошибку;

· право на чувства и переживания и открытое их выражение в отношении личностно значимых проблем;

· право на сокровенное, на непубличную сферу в собственном внутреннем мире (коммуникативное прайвеси);

· право строить общение на принципах равноправия независимо от статуса собеседника;

· право на завершение общения.

Эта группа КПЛ носит более «технологичный» характер, но имеет большое значение для осуществления базовых КПЛ и диалога в целом. Например, ограничение такого, на первый взгляд несущественного элемента КПЛ как «право задавать вопросы» дает серьезнейшие преимущества той стороне в общении, которая защищена от вопросов, так как перед ней открываются широчайшие возможности манипулирования.

Данный перечень коммуникативных прав может (и должен) быть конкретизирован и дополнен.

Реализуя свои КПЛ, необходимо одновременно уважать такие же права собеседника. Их нарушение – т.е. отказ от коммуникативной ответственности личности -–препятствие для осуществления диалога и проявление агрессивных или более «мягких» (например, манипулятивных), но по существу насильственных, антидиалогических форм взаимодействия.

В реальном общении достижение равноправия зачастую представляет собой очень непростую проблему.

Один из реформаторов системы отношений в американских школах, классик мировой психологии К.Роджерс неоднократно подчеркивал, что возможность реализации гуманистического подхода в обучении и воспитании во многом зависит от готовности взрослого «поделиться своей властью». КПЛ и ответственность в диалоге и призваны зафиксировать границы моей свободы, вывести другого из сферы моей власти (равно как и меня – из сферы его власти) и перейти, таким образом, к невластным отношениям. Это и значит – перестать относиться к другому человеку как к вещи, объекту, признать его субъектность, отнестись к нему как к личности. Я не могу ничего навязать тебе, но я могу обратиться к тебе и быть услышанным – однако обратиться так, чтобы не были нарушены твои права.

Таким образом, во взаимодействии взрослого и ребенка коммуникативные права и коммуникативная ответственность являются ключевыми личностно развивающими факторами и, соответственно, должны быть среди наиболее значимых критериев ГЭО.

Искусство понимания.

Без понимания собеседниками друг друга вообще не может состояться никакое межличностное взаимодействие. Для учителя важно уметь понять ребенка как такового, а не сквозь призму соответствия взрослым стандартам. При этом нельзя ограничиваться только рациональным пониманием ребенка. Не менее (а как правило- более) важно почувствовать ребенка, уловить его внутреннее эмоциональное состояние, вступить с ним в глубинный и одновременно очень тонкий и деликатный контакт на уровне переживаний и личностных смыслов. Для этого учителю необходимы не только развитые способности рационального понимания, но также эмпатия (способность почувствовать состояние ребенка) и интуиция, которую Я.Корчак называл «ангелом-хранителем твоего ребенка», «ясновидением, которое складывается из проницательности, чуткого мышления и сердечного участия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: