Школа в гуманитарном измерении

Вопросы для экспертизы образовательного события

Один из вечных школьных вопросов – вопрос о том, как оценивать качество образования. И каждая новая эпоха дает свои критерии, свои ориентиры оценки.

Сегодня мы живем при смене педагогических эпох. Уходит в прошлое образовательный идеал функционально грамотного человека. На смену идет идеал образованности как способности к свободе и человечности.

Но есть ли у нас на сегодняшний день инструменты, позволяющие понять, оценить, в какой мере наши усилия работают на реализацию этого нового образовательного идеала? Есть ли в распоряжении учителя инструменты гуманитарной экспертизы своей деятельности?

Традиционная экспертиза урока ориентирована главным образом на то, чтобы разобраться, насколько эффективно справляется учитель с теми или иными учебными задачами и насколько в конечном итоге ученик оказывается подготовлен к исполнению функциональных обязанностей в общественном разделении труда…

Смысл гуманитарной экспертизы принципиально иной.

Ее цель – обнаружить в образовательной деятельности человеческое содержание. Определить, в какой мере эта деятельность является производством и раскрытием человеческого в человеке, в какой мере она развивает базовые человеческие потребности. Гуманитарное усилие – это усилие, которое предполагает нефункциональное отношение к другому человеку. То есть отношение с позиций того, что есть человек в своей индивидуальности, непохожести.

Соответственно гуманитарное образование – это вовсе не образование, в котором дается гуманитарное знание (как мы иногда полагаем), а то, в котором формируются и развиваются подлинно человеческие отношения и качества. Отношения, предметом которых и приоритетом которых оказывается сам человек, его человеческое содержание.

Мы предлагаем для обсуждения три экспертно-диагностических блока, которые помогут определить, насколько у того или иного образовательного события, у той или иной образовательной деятельности выражен гуманитарный вектор, насколько эта деятельность ориентирована на развитие гуманитарного потенциала участников учебного процесса.

Под этим углом зрения можно посмотреть на свой урок, на урок своих коллег или на любую другую форму образовательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: