Способность чувствовать и переживать, а также способность сочувствовать и сопереживать другому – это первейшая способность, которая делает человека человеком. Вопросом гуманитарной экспертизы образовательной деятельности может являться вопрос о том, насколько в ходе этой деятельности оказываются задействованы и развиваются глубинные эмоциональные способности как учеников, так и учителей. Знание, отчужденное от чувств и переживаний – одна из самых опасных болезней современного образования. Человек, у которого есть знания, но понижен порог эмоционального переживания и сопереживания – это социально опасный человек.
Примерные вопросы для наблюдения и обсуждения образовательного события по данному параметру:
В какой мере урок эмоционально разнообразен и насыщен?
Насколько эмоционально окрашено учебное содержание урока? В какой мере сам предмет урока вызывает эмоциональное отношение учителя и учеников?
Замечает ли педагог индивидуальные эмоционально-интонационные оттенки речи учащихся? Готов ли на них реагировать? Поощряет ли эмоциональное самовыражение?
Поддерживает ли эмоциональную открытость учеников?
Проходит ли урок в атмосфере сочувствия и сопереживания?
Создана ли на уроке атмосфера психологической защищенности ребенка?
Насколько часто случаются у педагога эмоционально неточные реакции?