ЧТО С МОИМ РЕБЕНКОМ?
Что такое "трудный" ребенок и как это проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет волноваться родителей, беспокоиться бабушек и дедушек, а самое главное — травмирует ребенка, который только-только ступил на трудный путь учения?
Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью является его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Если родители дадут такому ребенку задание: "Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете и налей в нее чай", то сразу обнаружится, что ребенок удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию, и как он ее выполнит. Нередко дети улавливают только суть ("налить чай") или начало задания ("...возьми чашку..."), детали же пропускают. А это значит — ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач: по математике — он не понимает условие задачи, т.к. не услышал весь текст задачи; по русскому языку — ошибки, пропуски букв, перестановки, недописание до конца слов, фраз и пр. И это не потому, что он "неспособный", а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть- в детали инструкции. Он не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь после этого в состоянии понять прочитанное. Или читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, а затем читает вслух. У таких детей, существуют разные варианты прочтения слов. Суть одна — они читают медленнее других, а это влечет; за собой ряд проблем в последующем обучении.
|
|
Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию и опыт, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, нарушение статического равновесия, неловкость мелкой моторики пальцев рук. Иногда руки ребенка недостаточно тренированы, что вызывает сложности при работе с бумагой и клеем, ножницами. Эти особенности ребенка приводят к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи.
„Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности, чтобы ребенок не закомплексовал на них, чтобы он не потерял интереса к учению.
Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Стремление ребенка к познанию такая же необходимость как голод и жажда. А скука — самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение.
|
|
Как правило, именно учителя первыми замечают проблемы ребенка, хотя родители могут их предвидеть. Зачастую родители не согласны считать своего ребенка "трудным", перекладывая ответственность при неуспехах ребенка на учителя и школу. Многие родители считают, что ребенок сам справится с затруднениями. Такая позиция невмешательства неверна и опасна.
У маленького ребенка желаемые результаты его* деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Так же важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные "почему".
Тем, кто воспитывает "трудных" детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Какие аспекты поведения ребёнка Вас беспокоят и почему? Что в его поведений вызывает улыбку, одобрительный взгляд? О каких его достижениях (а не неудачах) с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши?
А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отметая проблемы ребенка на том основании, что сами они были такие же и никто их не учил, и ничего — научились.
Общеизвестна и обычно вызывает снисходительную усмешку способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались, как много могут в воспитании поставить с ног на голову, жалея ребенка, стараясь ему помочь. Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обвести рисунок и т.д. Родителям и родным следовало бы избегать такой "помощи".
При общении с ребенком родители должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение, и время суток, и погоду. Все эти факторы влияют на ребенка сильнее, чем на нас с вами. Только малыш не может понять, что с ним.
Родители должны ответить себе на вопрос: "Что с моим ребенком? Что они видят и ценят в ребенке? Что у него не ладится? Как я могу помочь ему?"
Мы хотим предложит вам несколько советов, как помочь малышу. Это общеизвестные истины. Обращаясь с ребенком, следуйте им и все у него наладится!