Введение курсовой работы, имеющей теоретическую направленность, должно включать в себя обоснование актуальности исследования, описание цели, объекта, предмета, задач исследования, структуры работы. Введение практической курсовой работы, помимо вышеперечисленных компонентов, следует включить гипотезу исследования, описать теоретическую и практическую значимость исследования, методы исследования, структуру работы.
При обосновании актуальности исследования следует сделать акцент на значимости изучения темы исследования, описать, в чем проявляется данное нарушение, какое влияние на жизнь ребенка или взрослого оно имеет. Не лишним будет упоминание об авторах, занимавшихся данной проблемой. Описание актуальности не должно превышать 2-х страниц.
Формулировку цели исследования следует соотнести с темой работы. Например, в работе на тему “Нарушения лексики у дошкольников с ОНР” целью исследования является выявление нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Если тема сформулирована как “Логопедическая работа по коррекции лексических нарушений у детей с ОНР”, то цель исследования формулируется иначе: например, разработка методических рекомендаций по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи.
|
|
Чаще всего трудности возникают при попытке описать предмет и объект исследования. В этом случае мы рекомендуем обратить внимание на тему курсовой работы. Обычно она совпадает с формулировкой предмета исследования. Объект исследования формулируется более широко. Например, если предметом исследования являются нарушения лексики у дошкольников с ОНР, то объектом исследования – состояние лексической системы языка у дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием. В случае если предмет исследования – логопедическая работа по коррекции нарушений лексики у дошкольников с ОНР, то объектом могут являться сами лексические нарушения.
Во многих курсовых работах используется психолингвистический подход для изучения речевых нарушений. В этом случае объектом исследования может выступать речевой процесс. Например, объект исследования – процесс продуцирования синтаксической структуры высказывания дошкольниками с ОНР и нормальным речевым развитием, предмет исследования – нарушения синтаксической структуры отдельного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При описании задач исследования следует ориентироваться структурные части курсовой работы. Не следует излишне дробно представлять задачи исследования. Их количество не должно превышать 3-4. Например, для курсовой, имеющей практическую направленность, задачи могут быть сформулированы следующим образом:
|
|
1. Проанализировать лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Описать методику диагностики состояния лексики у старших дошкольников.
3. Выявить особенности лексики у дошкольников с ОНР по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием.
4. Разработать методические рекомендации по коррекции лексических нарушений у детей с общим речевым недоразвитием.
Гипотеза исследования – это предположение, выдвигаемое для описания или объяснения наблюдаемых явлений, которое в результате эксперимента оказывается подтвержденным или опровергнутым.
Примером гипотезы может быть утверждение о том, что у детей исследуемых групп имеются общие и специфические особенности, статистически значимые различия, внутригрупповые различия при оценке состояния изучаемых процессов. Например, “у дошкольников с ОНР имеются специфические особенности синтаксической структуры высказывания, зависящие от патогенеза речевого нарушения, что необходимо учитывать в процессе логопедической работы”.
Теоретическая значимость исследования обычно заключается в обобщении и систематизации научных представлений об изучаемой проблеме, в описании нарушений или выявлении особенностей исследуемых процессов у детей (взрослых), страдающих нарушением речи.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методов (методик) диагностики нарушений (в случае, если методика разработана самим студентом), в описании критериев дифференциальной диагностики речевых расстройств, в разработке методических рекомендаций по коррекции выявленных нарушений.
Для описания используемых методов исследования можно применить классификацию методов Б.Г.Ананьева:
1. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный анализ);
2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, биографический метод (анализ анамнестических данных);
3. Способы обработки данных (методы математико-статистического анализа данных и качественного описания);
4. Интерпретационные методы.
Описание структуры работы должно включать перечисление основных частей исследования, объема работы, указание на число иллюстраций в тексте, количество литературных источников в списке литературы.
Например,
“Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы – 56 страниц печатного текста, иллюстрированного 4 таблицами и 3 диаграммами. Список литературы представлен 42 наименованиями работ”.
Контрольные вопросы и задания:
1. Ознакомьтесь с любой монографией или авторефератом диссертации по специальности “логопедия”. Проанализируйте, как автор обосновывает актуальность проблемы исследования.
2. Сформулируйте объект и предмет исследования для любой темы из приложения 2.
3. Опишите цели и задачи вашего исследования в соответствии с представленными в главе примерами.
4. Что такое “гипотеза исследования”? Как правильно её сформулировать?
5. Дайте характеристику каждой группе методов исследования, выделенных Б.Г.Ананьевым. Какие методы вы планируете использовать в своей курсовой работе?
Глава 3. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования