Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне

На основе Перечня органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений государственной тайне, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В них включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены ука-
занные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.

Немаловажным вопросом формирования перечней сведений, подлежащих засекречиванию, является установление степени секретности конкретных сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от сентября 1995 г. № 870 утверждены «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и являются обязательными для исполнения органами государственной пласта, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собственниками которых они являются. В соответствии с Правилами:

• перечни сведений, подлежащих засекречиванию, должны определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура — учитывать ведомственную или отраслевую специфику;

• степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений;

• количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (на момент написания учебника такие показатели не были разработаны ни в одном из органов государственной власти);

• разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем, сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати;

• сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные;

• к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Разработку перечня сведений, подлежащих засекречиванию организуют руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Они несут персональную ответственность за; принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для разработки проекта Перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну

В ходе подготовки проекта Перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации «О государственной тайне*, проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечислим принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания.

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям ст. 5 и ст. 7 Закона Российской Федерации «О, государственной тайне» и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне, и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограниченийна распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня. Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавлива­ется по взаимному согласованию между ними.

В перечень сведений, подлежащих засекречиванию, могут быть включены материалы, которые получены (разработаны) другими Органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, утверждающему Перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти, разрабатывающим перечень, и собственником сведений.

Проект Перечня, разработанный экспертной комиссией, пред­ставляется на утверждение руководителю органа государственной власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого Перечня. Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию.

После утверждения перечни доводятся:

• до заинтересованных органов государственной власти в полном объеме либо в части, их касающейся;

• предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего перечень;

• предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ.

Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет. Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.

Предложения по внесению в перечни дополнений и изменений направляются руководителям органов государственной власти, утвердившим эти перечни, которые, обязаны в течение трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших предложений и принять соответствующее решение.

Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, руководители органов государственной власти направляют проект соответствующего решения с обоснованием в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны для проведения экспертной оценки и принятия решения.

Таким образом, предприятие при определении состава и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, руководствуются развернутыми перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. Такие перечни или выписки из них направляются на предприятие органами государственной власти в интересах которых предприятие выполняет работы.

Особенности засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, определяются Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г, № 3-1, содержание которой в книге рассматриваться не будет.

Определение состава информации, составляющей коммерческую тайну контрагентов, является тривиальной задачей, так как в соответствии с п. 5 части первой ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [46] материальные носители (документы), содержащие такую информацию, должны обозначаться грифом «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являюще­гося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Аналогично, носители служебной информации ограниченного распространения (СИОР), полученные от органов государственной власти, или других организаций, имеют пометку «Для служебного пользования».

Различные виды профессиональной тайны, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, относятся к наиболее неопределенной части информации которая может быть отнесена к составу защищаемой. Необходимые нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок обращения с такой информацией, в настоящее время только разрабатываются. По всей видимости, по аналогии с другими видами информации ограниченного доступа меры по ее защите, должны определяться собственником (владельцем) таких информационных ресурсов, который, передавая информацию контрагентам должен соответствующим образом ее обозначать

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: