double arrow

Государственная тайна


Специалисты называют 89 федеральных законов, содержа­щих нормы о том или ином виде информации ограниченного доступа. К числу основных правовых актов подобного рода сле­дует отнести Декларацию прав и свобод человека и граждани­на, Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный ко­декс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и другие, а так­же специальные федеральные законы «Об информации, инфор­матизации и защите информации», «О государственной тайне». Исследование института государственной тайны актуально не только для выяснения вопроса, какая же именно информа­ция охраняется законом, но и для определения степени откры­тости государства перед своим народом и мировым сообществом. Законодательство о государственной тайне является своеобраз­ной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой ин­формации. Рамки, принципы и уровень законодательного за­крепления института государственной тайны являются показа­телями современного правового государства.

Учитывая частоту встречаемости и недостаточное толкова­ние в законодательстве понятия «тайна», следует разъяснить его содержание и соотношение с понятием «конфиденциальная информация». В. Даль трактовал слово «тайна» как все сокры­тое, неизвестное, неведомое или нечто скрываемое, секретное, неоглашаемое. Под конфиденциальностью же понимается пред­отвращение возможности использования информации лицами, не имеющими к ней отношения. Появление в законодательстве об информации термина «конфиденциальность» наряду с тер­мином «тайна», по-видимому, оправдано. Слово «конфиденци­альный» происходит от латинского слова confidentia — доверие и означает «доверительный, не подлежащий огласке». Сравни­вая смысл названных терминов, можно увидеть, что они, в прин­ципе, обозначают одно и то же.

Тайна есть вид информации, доверенной узкому кругу лиц. При этом основаниями доступа личности к тайне могут быть ее профессиональная или служебная деятельность, семейно-брачные отношения и др. Общим для всех видов конфиденциаль­ных сведений является факт, что свободный доступ к ним огра­ничен в силу предписаний федерального законодательства. На­рушение неприкосновенности охраняемой законом тайны вле­чет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит право­вая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.

Вопросы государственной тайны в РФ регулируются Зако­ном от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» с учетом изменений и дополнений, внесенных в его текст Федеральным законом № 131 от 6 октября 1997 г. Согласно преамбуле, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесени­ем сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопас­ности государства.

Государственная тайна — защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономичес­кой, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может на­нести ущерб безопасности страны (ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О госу­дарственной тайне»). Характер этих сведений обусловливает их особый правовой статус, выражающийся в процедуре засекре­чивания и рассекречивания, а также допуска к секретной ин­формации.

Закон РФ «О государственной тайне» определяет отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание как введение ограни­чений на их распространение и доступ. Статья 7 Закона РФ «О государственной тайне» закрепляет перечень сведений, не подлежащих ограничениям. К ним относятся следующие сооб­щения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угро­жающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохране­ния, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о ситуации с преступностью; о привиле­гиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных ва­лютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должност­ных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами госу­дарственной власти и их должностными лицами.

Засекречивание должностными лицами перечисленных све­дений в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального вреда влечет уголов­ную, административную или дисциплинарную ответственность, гарантией чего служит право на обращение в суд.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляет­ся в соответствии со ст.ст. 9 и 11 Закона РФ «О государственной тайне» и определяется их отраслевой, ведомственной или про­граммно-целевой принадлежностью. Основным условием засек­речивания сведений является их соответствие общему (раздел П Закона РФ «О государственной тайне») и локальным переч­ням сведений, относимых к государственной тайне. Решение о засекречивании в каждом конкретном случае принимается ком­петентным должностным лицом, несущим за это персональную ответственность.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», к го­сударственной тайне относятся сведения в военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики; мате­риалы разведывательной, контрразведывательной и оператив­но-розыскной деятельности.

Степень секретности сведений, составляющих государствен­ную тайну, соответствует размеру ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности вследствие их распростра­нения (ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»). Уста­навливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие им грифы секрет­ности для носителей указанных сведений: «особой важности»; «совершенно секретно»; «секретно» (ч. 2 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»). Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности страны вслед­ствие распространения сведений, составляющих государствен­ную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне»).

Допуск к государственной тайне — это процедура оформле­ния права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организа­ций — на проведение работ с использованием таких сведений (ч. 5 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Эта проце­дура предусматривает санкционированное полномочным долж­ностным лицом ознакомление конкретного лица со сведения­ми, составляющими государственную тайну (ч. 6 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Установлены три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для до­ступа их к сведениям более низкой степени секретности (ч. 16 ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне»).

Закон РФ «О государственной тайне» предусматривает осно­вания для отказа должностному лицу или гражданину в допус­ке к государственной тайне (ст. 22), условия прекращения до­пуска должностного лица или гражданина к государственной тайне (ст. 23) и ограничения прав должностного лица или граж­данина, допущенных или ранее допускавшихся к государствен­ной тайне (ст. 24).

Наряду с обычным порядком доступа к сведениям, составля­ющим государственную тайну, существует особый порядок до­пуска к государственной тайне (ст. 21): члены Совета Федера­ции, депутаты Государственной Думы, судьи на период испол­нения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к таким сведениям без проведения прове­рочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне». Сохранность государственной тай­ны в таких случаях гарантируется путем установления Зако­ном ответственности указанных лиц.

Рассекречивание сведений означает снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих госу­дарственную тайну, и на доступ к их носителям (ч. 1 ст. 13).

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, являются: принятие государством меж­дународных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объек­тивных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является неце­лесообразной; истечение срока, установленного при засекречива­нии сведений, составляющих государственную тайну, и их носи­телей (максимальный срок — 30 лет); необоснованность засекре­чивания сведений и их носителей; в исключительных случаях срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей может быть продлен по заключению меж­ведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тай­не, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекре­чивания сведений и их соответствия установленной ранее сте­пени секретности. Эти решения подлежат согласованию с меж­ведомственной комиссией по защите государственной тайны, ко­торая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Граждане, предприятия, учреждения и органы государствен­ной власти РФ вправе обратиться к компетентным должност­ным лицам с запросом о рассекречивании сведений, отнесен­ных к государственной тайне. Такой запрос должен быть рас­смотрен в течение трех месяцев. При отсутствии полномочий для решения данного вопроса запрос в месячный срок с момен­та поступления передается в орган государственной власти, на­деленный такими полномочиями, либо в межведомственную ко­миссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется податель запроса. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действую­щим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тай­не может быть обжалована в суд. В случае признания судом необоснованности засекречивания сведений, они подлежат рас­секречиванию в установленном Законом РФ «О государствен­ной тайне» порядке.

Анализ правовых норм об информации ограниченного дос­тупа показывает, что многие из них носят декларативный и противоречивый характер. При этом следует учитывать, что если в советский период осуществлялась правовая защита только государственных секретов, то в настоящее время на законода­тельном уровне урегулирована защита различных видов инфор­мации с ограниченным доступом, разглашение (утечка) кото­рой может причинить материальный и моральный вред интере­сам личности, общества и государства.

4. Коммерческая тайна

Предметомправового регулирования в режиме коммерчес­кой тайны является некоторый набор сведений. Объектом ре­гулирования и правовой охраны выступают интересы собствен­ника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цельзаконодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя инфор­мации от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны мож­но отнести к категории гражданских прав и сравнить с правом на защиту личной свободы и правом на невмешательство в твор­ческую деятельность и частную жизнь граждан.

В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны как осо­бого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. В статье 139 ГК РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа со­ответствующих видов информации различна. Это вызывает про­блемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.

В статье 139 ГК РФ информация подразделяется на служеб­ную и коммерческую. Речь идет о действительной или потенци­альной коммерческой ценности сведений, неизвестных третьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как «ноу-хау», являются патенто­способными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны. Что касается принятия мер к ее охране, то механизм реализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне не урегулирован. Это осложняет ее охрану органами государ­ственной власти.

Законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государ­ственными органами, осуществляющими контроль над его дея­тельностью. Однако механизм этих отношений не отработан, особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использо­вания сведений, составляющих коммерческую тайну и полу­ченных в ходе проведения проверок или ревизий. Из всех госу­дарственных органов только Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведе­ний, составляющих коммерческую тайну предприятия. Осталь­ные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных на­казуемых действий. Возникают проблемы при выявлении фак­тов нарушения прав предприятий на коммерческую тайну, а также установлении ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических или физических лиц и порядка возмещения ущерба.

Таким образом, проблеме регулирования процессов создания и использования коммерческой информации с ограниченным доступом законодатели уделяют в последние годы значительное внимание. Однако она все еще далека от полного решения. По­этому, учитывая практическую значимость механизма коммер­ческой тайны в современной экономике, можно смело утверж­дать, что принятие основополагающего закона в этой сфере — одна из самых актуальных и дискуссионных проблем российс­кого законотворчества.



Сейчас читают про: