Основные экономические методы в менеджменте

В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования.

Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации [1, с. 122]:

1.Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний).

2.Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.

3.Политики предприятия по важнейшим направлениям деятельности включая:

– обеспечение эффективности (рентабельности) производства;

– развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;

– финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;

– развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;

– кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов мотивации к производительному труду);

– политику ценообразования;

– техническую политику и другие направления деятельности предприятия, обеспечивающих желаемый результат;

4.Оптимального (рационального) сочетания централизованных и децентрализованных методов управления промышленным предприятием, его производственными отделениями и другими структурными образованиями.

Таким образом: экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников.

Экономические методы управления в менеджменте – это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении этих изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. [2, с. 408]

Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

Основными экономическими методами в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:

1) коммерческий расчет;

2) внутрифирменный расчет;

3) ценовая политика и механизмы ценообразования;

4) механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты) направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности [3, с. 114].

Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и развитые хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Правовые отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товаром по существу.

Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия [4, с. 185].

Ценовая политика и механизмы ценообразования. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления предприятием принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности фирмы. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменилась роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития.

Цели ценовой политики:

1.Обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства.

2.Создание условий для поддержания единых цен на однотипную продукцию на мировом рынке.

Реализация этих целей осуществляется в тесной увязке ценовой политики с маркетинговой деятельностью, проведением технической и инвестиционной политики предприятия, направленных на полное удовлетворение платежеспособного спроса рынка и поддержание уровня издержек производства и сбыта, обеспечивающего запланированную прибыль и конкурентоспособность. [5, с. 152]

В расчетах с внешними контрагентами используют в основном два вида цен: публикуемые и расчетные.

К публикуемым ценам относятся твердые фиксированные цены: прейскурантные, справочные, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых сообщаются в печати. Расчетные цены – это цены поставщика, устанавливаемые на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и другую нестандартную продукцию. Обычно эти цены называют договорными.

Важное значение в механизме ценообразования имеют принципы (называемые часто методологией) установления цен и определения структуры цены. Рассмотрим некоторые из них:

1.Наиболее распространен в современных условиях метод, называемый в экономической литературе «целевым» ценообразованием по принципу «полных издержек». Этот метод предполагает установление полной цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

2.В момент исполнения договора устанавливается скользящая цена путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношение в ней отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.).

3.В рамках внутрифирменного расчета ценообразование строится на иных принципах. Цены в этом случае выполняют свои функции в модифицированном виде, так как внутрифирменный расчет не имеет коммерческого характера.

Механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Проблема качества и конкурентоспособности товаров и услуг носит в современном мире универсальный характер. Решение этой проблемы является важным фактором социально-экономического развития и одним из главных условий экономического благополучия любой страны, а также для каждого потребителя. Конкурентоспособность и качество являются в то же время концентрированным выражением возможности любого производителя создавать, производить и реализовывать товары и услуги для удовлетворения общественного спроса на них. Мировой опыт показывает, что качество в условиях конкуренции, без которой немыслимы рыночные методы хозяйствования, является необходимым требованием для выживания товаропроизводителей и объективной оценки их конкурентных возможностей (преимуществ).

Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка. Действия этого механизма как экономического рычага заставляют производителей постоянно заниматься повышением качества и конкурентоспособности своих товаров и услуг. Реализация этой задачи требует проведения необходимых изменений в формировании конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему сохранение и укрепление рыночной позиции в длительной перспективе. При этом рынок объективно и строго оценивает усилия всех производителей в этом направлении. Это нашло отражение в том, что конкурентоспособность стала главным показателем успеха товара и его изготовителя на рынке. Она является многоаспектным понятием соответствия конкретного товара условиям рынка и конкретным требованиям потребителей в части качественных, технических, экономических, эстетических и других характеристик, а также необходимым моментом его реализации в условиях конкуренции (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.п.). Кроме того, конкурентоспособность характеризует успешную деятельность предприятия по занятию и удержанию устойчивой позиции на рынке и обеспечению его экономического благополучия.[6, с. 95]

Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на мировом рынке.

На уровень конкурентоспособности предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и его продукции и как результат – изменение доли предприятия в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.

Для товаров потребительского назначения это:

1) коммерческие условия;

2) организация сбытовой сети;

3) организация технического обслуживания продукции;

4) представление о предприятии со стороны потребителей, его авторитет и репутация, информированность потенциальных покупателей о предприятии, ассортименте его продукции, сервис; воздействие товарного знака предприятия на привлечение внимания покупателей к его продукции; выяснение мнения покупателей путем опросов;

5) воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке. [7, с. 423]

Конкурентные позиции предприятия на рынке зависят также от той поддержки и содействия, которые предприятие получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др.

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Таким образом, следует отметить, что в современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

В современных условиях развития децентрализации внутрифирменного управления важную роль в экономическом механизме менеджмента имеет оценка результатов хозяйственной деятельности промышленного предприятия и его отделений, филиалов и дочерних компаний с помощью соответствующих экономических показателей. Установление этих показателей и их оценка при анализе хозяйственной деятельности предприятия по технологическому циклу изготовления продукции в условиях развитой внутрифирменной специализации и кооперации производства связаны с рядом трудностей, основными причинами которых являются:

1)различие в уровне накладных расходов в отделениях, филиалах и дочерних компаниях, связанных между собой единством технологического цикла производства и сбыта продукции (услуг);

2)различие в подходах к внутрифирменному ценообразованию [8, с. 324].

При этом механизм внутрифирменного ценообразования оказывает непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается согласование интересов отделений с общекорпоративными интересами и формируются стимулы для улучшения работы. И от того, как выполняются эти функции, во многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного управления и результативность предприятия в целом.

Появление относительно независимых структурных подразделений и возникшие проблемы эффективного управления заставили руководство децентрализованных предприятий сформулировать новые подходы к управлению. Одним из таких подходов стало внедрение в экономический механизм управления предприятием системы внутрифирменных расчетов, в основу которой был положен механизм внутрифирменного ценообразования. Внутрифирменное ценообразование базируется на условно-расчетных ценах, по которым производственные отделения и филиалы передают друг другу товары (услуги). При этом реальные платежи между ними фактически отсутствуют. Стоимость внутрифирменных продаж и поставок заносится в бухгалтерские ведомости (книги) и впоследствии находит отражение в финансовых отчетах предприятия. Основным показателем хозяйственной деятельности отделений и филиалов при таком механизме является прибыль и реже – издержки.

Установление внутрифирменных цен на крупных промышленных предприятиях представляет сложную и трудоемкую задачу, так как движение средств, порождаемое этими платежами, не приносит фактической (реальной) прибыли для всего предприятия. Однако практические наблюдения показывают, что большое количество времени затрачивается именно на обсуждение внутрифирменных цен. В общем случае каждое предприятие имеет свою систему цен. Но можно выделить основные факторы, влияющие на выбор такой внутрифирменной системы:

- соотношение принципов централизации и децентрализации в управлении предприятием;

- профессиональная ориентация руководства. [9, с. 341]

Соотношение централизации и децентрализации в управлении. Существенным для формирования механизма внутрифирменного ценообразования является уровень централизации или децентрализации управления структурными подразделениями предприятия.

При централизованной структуре управления предприятие, как правило, имеет централизованную систему ценообразования, единую для всех подразделений. Система внутренних цен формируется и задается сверху, что исключает необходимость долгого согласования вопросов ценообразования в процессе работы.

При децентрализованной структуре подразделениям предоставляется определенная свобода в выборе средств и методов управления, в том числе определение конкретных систем ценообразования. В таких организациях могут возникнуть ситуации, когда подразделение, выпускающее конечную продукцию, не может ее продать по цене, которая уплачена внутри предприятия за поэтапное создание этого изделия (по технологическому циклу). В этом случае прибыль, заложенная во внутрифирменной цене, окажется нереализованной, и предприятие понесет убытки.

Профессиональная ориентация относится к ориентации высшего руководства, связанной с опытом практической деятельности и профессиональной подготовкой конкретных менеджеров.

Руководство может быть ориентировано на производство. При такой ориентации руководства наблюдается устойчивая тенденция к методам оценки затрат и соответственно формирование внутрифирменных цен, основанных на издержках производства плюс ожидаемая (расчетная прибыль). В этом случае имеющаяся неэффективная деятельность в управлении производством останется неизменной надолго.

При ориентации руководства на маркетинговую деятельность в качестве основы внутрифирменной цены на полуфабрикаты продукции, как правило, берутся рыночные цены (исчисляемые с учетом исключения затрат на реализацию). Подход, основанный на рыночной цене, более популярен в настоящее время, но он является и более рискованным, так как зависит от рыночной конъюнктуры. При таком методе ценообразования внутрифирменная цена выполняет те же функции внутри предприятия, что и рыночная цена, главными из которых являются: измерительная и стимулирующая функции. Эти функции реализуются соответственно посредством учета издержек производства и учета доли прибыли по составным элементам технологического цикла производства внутри предприятия.

В практике отработки и внедрения механизма внутрифирменного ценообразования сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен [10, с. 117]:

Внутрифирменные цены на основе издержек производства. Формируются с учетом базы на издержки того или иного производства, в качестве которой учитываются фактические (планируемые) издержки производства отделения, поставляющего конкретную продукцию, полуфабрикат или комплектующее изделие. В этом случае предприятие постоянно контролирует уровень затрат своих отделений по отношению к конъюнктуре рыночных цен для обеспечения конкурентоспособности продукции и производства. В ряде случаев предприятие намеренно использует затратный механизм ценообразования, используя сложившиеся затраты своих отделений как базу при расчете внутрифирменных цен. При этом возможны различные варианты затратного метода в зависимости от закладываемых в базу для расчета видов издержек: полные издержки, прямые или косвенные затраты, нормативные или предельные. Обычно используются фактические затраты, определяемые по данным бухгалтерского учета и оперативного учета в отделениях.

Основным недостатком метода является сдерживание выработки и принятия эффективных управленческих решений, связанных со снижением издержек, использованием производственных мощностей, внедрением ресурсосберегающих технологий и т.п.

Внутрифирменные цены, формируемые на основании рыночных цен. В качестве базы для расчета цены обычно используются усредненные или текущие рыночные цены на внутрифирменные материалы, полуфабрикаты и продукцию. При отсутствии таких цен на рынке используются цены на изделия-аналоги. При использовании рыночных цен в расчетах обычно к ним применяются определенные скидки, учитывающие выгоду внутрифирменных закупок и экономию на затратах реализации внутрифирменной продукции. Усредненные рыночные цены применяются в случае, когда предприятие не ведет учет текущих внутрифирменных цен по товарам и услугам, аналогичным выпускаемым предприятием. Механизм использования рыночных цен в качестве базы для внутрифирменного ценообразования имеет свои преимущества и недостатки [11, с. 622].

Преимущества – обеспечивается объективная (проверенная рынком) оценка эффективности производственной деятельности отделений, создаются стимулы повышения эффективности работы через прибыль, заложенную во внутрифирменной цене.

Недостатки – не всегда возможно определить рыночную цену на внутрифирменную продукцию или ее аналоги, имеющих ноу-хау или носящих секретный характер и т.п. Кроме того, публикуемые рыночные цены не всегда достаточно объективны (разница составляет 10-15% и более). Кроме того сами рыночные цены не всегда в полном объеме отражают специфику конкретного производства с точки зрения загрузки и масштабов производства и других факторов изменения себестоимости продукции. Эти недостатки могут приводить к завышению внутрифирменных цен, что не способствует повышению эффективности как отдельных производственных отделений, так и эффективности предприятия в целом.[12, с. 398]

Внутрифирменные цены, основанные на фактической цене конечной продукции. Метод базируется на учете фактической цены продажи готовой (конечной) продукции предприятия, относительно которой производится разделение цен на составляющие элементы производства по существующему технологическому циклу. При последовательном определении конкретных цен на составляющие изделия и услуги внутри предприятия из общей цены вычитаются издержки конкретных видов производства и расчетные величины прибылей всех отделений поставщиков по технологическому циклу производства конечной продукции.

Сложной проблемой внутрифирменного ценообразования, реализуемого по этому методу, является величина прибыли, включаемая во внутрифирменную цену конкретного изделия, полуфабриката, материала и т.д. На практике обычно используются отраслевые нормы прибыли и издержек.

Основной недостаток – это возможность возникновения рыночной стихии внутри предприятия, отрицательно влияющей на отлаженный механизм внутрифирменного управления.

Внутрифирменные цены, формируемые на договорной основе. Базовым элементом этого метода является согласование рыночной цены на конечную продукцию с установленными договорными ценами на внутрифирменную продукцию (полуфабрикаты, изделия, материалы и т.п.). Основой рыночного применения механизма при согласовании договорных цен между отделениями предприятия является предоставление им права покупать соответствующие полуфабрикаты, материалы и элементы на внешнем рынке, если там более низкие цены.

Смешанные методы внутрифирменного ценообразования. Эти методы используются исходя из попыток учета преимуществ каждого из рассмотренных выше методов с одновременной компенсацией или ослаблением присущих им недостатков.

Во всех существующих системах внутрифирменного ценообразования нижним (внутренним) пределом внутрифирменной цены являются затраты отделения поставщика, а верхним – рыночная цена.

Система внутрифирменного управления и экономический механизм этой системы используют механизм внутрифирменного ценообразования и конкретной политики установления трансфертных цен с целью формирования расчетной прибыли отделений, являющейся активным показателем эффективности внутрифирменных отношений в процессе управления, а также эффективности работы отделений и предприятия в целом. [13, с. 236]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: