В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособность». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом.
Конкурентоспособность – понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.
|
|
По мнению авторов, все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях [14, с. 284]:
– микроконкретные виды продукции, производства, предприятия;
– мезоотрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;
– макронароднохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции.
Процесс достижения важнейших целей общества в условиях рыночной экономики отражается в рыночной стратегии компаний, в формулировании ими долговременных целей. При огромном различии управленческих подходов в системе долговременных целей можно выделить две группы показателей, которые обеспечивают решение основных задач, связанных с развитием фирмы. Показатели первой группы (доля компании на рынке, ее динамика, объем продаж и так далее) в обобщенном виде отражают (хотя и косвенным образом) степень удовлетворения потребителей продукцией или услугами фирмы. Показатели второй группы (объем прибыли, норма прибыли, производительность труда и так далее) отражают уровень эффективности производства данной фирмы.
Рост эффективности производства – основа повышения прибыльности и выживания фирмы в конкурентной борьбе, особенно в современных условиях резкого ускорения НТП. Именно поэтому рост производительности должен стать приоритетной целью внутрифирменного управления. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек [15, с. 365].
Из всех определений понятия конкуренции можно заключить, что конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Существует мнение, что конкуренция позволяет обойтись без «сознательного общественного контроля» и дает человеку возможность самому решать, оправдывает ли потенциальная прибыльность того или иного предприятия связанные с ним неудобства и риск.
|
|
Тем не менее, это вовсе не означает, что в условиях «свободного рынка» не должно предприниматься никаких воздействий на процессы конкуренции со стороны государства. Создаются пакеты законодательных актов, регулирующих эти процессы с целью недопущения недобросовестной конкуренции, а также подавления ее отдельными монополиями или их объединениями. Понять существо экономических аспектов конкуренции необходимо, прежде всего, потому, что следует разобраться в весьма важном для выработки стратегии предприятия вопросе, что необходимо предпринять для захвата лидерства в конкурентной борьбе, иначе говоря, что такое конкурентоспособность предприятия и как ее обеспечить?
Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным по назначению или его заменителем) при решении потенциальными покупателями своих проблем.
Понятие конкурентоспособности предприятия гораздо сложнее и трактуется весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность предприятия может быть определена как ее сравнительное преимущество no отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Что же именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции? Для обеспечения конкурентоспособности фирмы должны постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.
Однако конкурентоспособность предприятия может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Без данного сравнения конкурентоспособность предприятия будет находиться на уровне без сравнения.
Наиболее сложным является оценка степени конкурентоспособности, то есть выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими предприятиями [16, с. 248].
Существуют следующие проблемы:
- выбор базовых объектов для сравнения, то есть выбор предприятия-лидера;
- выбор критериев продуктивности использования ресурсов предприятия. Когда деятельность предприятия связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении продуктивность может быть оценена показателем рентабельности. Однако рентабельность может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в более интенсивном привлечении покупателей и формировании благоприятного образа предприятия в глазах общественности и групп стратегического влияния;
- возможность слежения за рынком, при которой возникает сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов, может создать у руководства предприятия необоснованное мнение о превосходстве над конкурентами, и привести к самоуспокоенности и ослаблению усилий, связанных с поддержанием необходимого уровня конкурентного преимущества. Искаженная информация может создать впечатление о невысоком уровне продуктивности использования ресурсов предприятием-конкурентом.
|
|
Следовательно, для получения корректных результатов оценки уровня конкурентного преимущества необходимо усиление тех составляющих стратегического потенциала предприятия, которые должны обеспечить возможность адекватного отражения ситуаций, складывающихся в макро- и микросреде предприятия.
Следует остановиться на видах конкурентных преимуществ 17, с. 141]:
- стабильные макроэкономические показатели в стране; преимущества в производственных, трудовых, финансовых ресурсах; стимулирование спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; эффективность «масштаба производства», «гибкость» предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска;
- преимущество технического и технологического характера;
- преимущество стратегии обеспечения синергетического эффекта;
- преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка;
- преимущества маркетингового характера, определяемого уровнем обеспечения предприятия рыночной информацией;
- преимущества, основанные на учете влияния демографических изменений на сегменте рынка;
- преимущества нормативно-правового характера;
- преимущества, основанные на природно-климатических и географических факторах.
При выработке конкурентной стратегии, необходимо с одной стороны, по возможности более полно представить себе сильные и слабые стороны предприятия, его позицию в отрасли, с другой – структуру самой отрасли и национальной экономики в целом, которые влияют на соотношение сил, определяющих конкуренцию в этой отрасли и стране.
Представление о силе или слабости предприятия и его конкурентной позиции можно получить на основе изложенного подхода к определению стратегического потенциала с помощью матрицы стратегических ресурсов.
Выявленные на основе анализа цели стратегического развития в первую очередь отражают направления деятельности по преодолению слабых и укреплению сильных конкурентных позиций предприятия. Поскольку составляющие стратегического потенциала непосредственно связаны со всеми видами ресурсов предприятия, расширение того или иного ресурса во взаимосвязи с другими позволит реализовать указанные стратегические цели.
|
|
Отсюда можно прийти к выводу, что конкурентное преимущество возникает за счет снижения издержек и дифференциации товара. Последняя предполагает способность обеспечить покупателя большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Конкурентное преимущество любого типа (снижение издержек или дифференциация товара) дает более высокую эффективность использования ресурсов предприятия, чем у конкурентов. Предприятие с низкими издержками получает большую прибыть, главным образом за счет эффектов массовости при изготовлении стандартных товаров. Предприятие с дифференцированной продукцией получает большую, чем конкуренты прибыль за счет возможности продиктовать более высокие цены на уникальную, отличающуюся лучшими потребительскими свойствами продукцию.
Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления [4, с. 246].
Анализ известных определений конкурентоспособности и представления о предмете исследования позволяют выделить целый ряд моментов, безусловно важных для восприятия данного понятия и определения его места среди других экономических категорий:
- конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителя;
- привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований;
- состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции, так и типа ее потребителя;
- конкурентоспособность как экономическая категория имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
- конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры;
- конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;
- имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от предыстории, то есть доли рынка в предыдущий период [8, с. 345].
В качестве основных направлений формирования (укрепления) конкурентных возможностей предприятия могут рассматриваться:
1. Ориентация деятельности на выпуск продукции, пользующейся спросом на рынке;
2. Обеспечение через продажу конкурентных на рынке товаров получения намеченных и стабильных конечных показателей (оборот, прибыль, рост капитала и т.д.);
3. Поддержание более низких издержек производства по отношению к конкурентам;
4. Обеспечение более высокой производительности труда по сравнению со среднеотраслевой;
5. Обеспечение качества продукции, требуемого рынком;
6. Обеспечение технического уровня производства и продукции, позволяющих расширять производство и объем продаж;
7. Совершенствование сбытовой сети. При этом особо следует отметить анализ издержек (затрат) на сбыт и транспортировку товаров, а также принятие необходимых мер для сокращения этих расходов в объемах, обеспечивающих получение желаемой прибыли;
8. Обеспечение финансовых возможностей предприятия (наличие средств или источников заемных финансов) и другие факторы, способствующие формированию конкурентоспособных преимуществ.[10, с. 138]