Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента. Методы ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.
Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности предприятия и функциями менеджмента приведена на рисунке 1.1.
Коммерческий расчет | ||||
|
Экономические методы менеджмента
Маркетинг |
Эффективное производство |
Инновационная деятельность |
Инвестиционная деятельность |
Обеспечение финансирования хозяйственной деятельности |
|
|
Устойчивая позиция на рынке |
Прибыль |
Рост капитала |
Рисунок 1.1 - Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности предприятия и функциями менеджмента
Коммерческий расчет является основой экономического механизма менеджмента. Он определяет и обеспечивает формирование общей выгоды от предпринимательской деятельности предприятия в конкретных условиях принятия управленческих решений. Коммерческий расчет направлен на создание экономических условий и возможностей предприятия для получения устойчивой прибыли при реализации его сильных сторон в процессе производства с использованием общих (универсальных) механизмов основных функций менеджмента и во взаимосвязи с другими экономическими методами. При этом управление хозяйственной деятельностью предприятия должно обеспечивать сокращение издержек на всех этапах производственно-сбытовой деятельности в тесной взаимосвязи с механизмов внутрифирменного расчета. Коммерческий и внутрифирменный расчеты, в свою очередь, взаимосвязаны с конкретными методами и механизмами ценообразования, а также с обеспечением конкурентоспособности продукции и конкурентной позиции предприятия на рынке. Совокупность воздействий экономических методов всегда направлена на получение выгоды от реализации конкретной предпринимательской деятельности (прибыли, роста капитала) [11, с. 632].
Базой информационного обеспечения реализации экономических методов менеджмента являются планы (прогнозы), данные внутрифирменного учета и отчетности по результатам хозяйственной деятельности предприятия, результаты (отчеты) проведенных маркетинговых и промышленных технико-экономических исследований. Результаты экономических оценок и прогнозов, в свою очередь, являются необходимой базой для формирования политики предприятия в различных сферах его деятельности и принятия обоснованных управленческих решений, обеспечивающих эффективную хозяйственную деятельность предприятия и достижение желаемого результата от ее осуществления.[3, с. 89].
|
|
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
– экономические методы управления в менеджменте – это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия;
– экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия;
– экономические методы управления и экономический механизм менеджмента ориентированы на создание условий для развития предприятия при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке;
– экономические методы управления постоянно совершенствуются;
– экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента;
– взаимодействие экономических методов с основными функциями менеджмента осуществляется не на прямую, а через условия достижения ожидаемого результата.