ТЕМА 2. Принципы управления персоналом

Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.

Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности:

1. Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.

2. Анализ рынка труда и управления занятостью.

Отбор и адаптация персонала.

3. Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста.

4. Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.

5. Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп.

6. Управление производительностью труда.

7. Разработка систем мотивации эффективной деятельности.

8. Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда.

9. Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.

10. Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей.

11. Разработка и осуществление социальной политики предприятия.

12. Профилактика и ликвидация конфликтов.

Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.

1. Разделение труда (сокращение числа целей).

2. Полномочия и ответственность.

3. Дисциплина (уважение к достигнутым согласиям, справедливое применение санкций).

4. Единство направления.

5. Подчиненность личных интересов общим.

6. Вознаграждение персонала.

7. Централизация.

8. Скалярная цепь.

9. Порядок (место для всего и все на своем месте).

10. Справедливость (сочетание доброты и правосудия).

11. Инициатива.

12. Корпоративный дух. Союз – это сила, а она является движущим элементом системы.

По мнению американских экспертов, будущие администраторы – это профессионалы в сфере управления человеческими ресурсами.

Специалист по социальному прогнозированию Джон Нейсбитт говорит: ²вначале инженеры становились высшими администраторами, затем эти места занимали лица, вышедшие из сферы маркетинга; был период, когда ² наверх² поднимались юристы и финансисты. Теперь мы продвигаемся к периоду, когда специалисты по управлению человеческими ресурсами станут высшими административными работниками потому, что для этого сложились благоприятные условия².

Однако только подготовкой профессионалов в области управления человеческими ресурсами не ограничиваются. Важно, чтобы все менеджеры независимо от их специальности умели:

подбирать необходимые кадры;

руководить ими;

мотивировать труд;

заботиться о развитии способностей;

разрешать конфликты и противоречия.

Управление персоналом строится на следующих принципах:

поддержание корпоративного бизнеса;

поддержание ² творческого лидерства²;

оперативное реагирование на изменение внешних условий жизнедеятельности компании;

выявление проблемы в сфере использования человеческих ресурсов;

создание условий для высокопродуктивной работы, поддержка творчества и новаторства;

- расширение знаний менеджеров в области эффективного управления персоналом.

Различают 2 группы принципов построения С.У.П.:

I группа. Принципы, характеризующие требования к системе управления персоналом.

1. Принцип соответствия функций управления персоналом потребностям и целям производства.

2. Принцип первичности функций управления персоналом.

3. Принцип оптимального соотношения управленческих ориентаций. Определяет приоритетность функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение производства.

4. Принцип потенциальных имитаций. Чтобы временное отсутствие какого-нибудь работника, не прерывало процесс функций управления, каждый работник системы управления должен уметь имитировать функции вышестоящего нижестоящего сотрудника и 1-го – 2-го работников своего уровня.

5. Принцип экономичности.

6. Принцип оптимальности. Он предполагает выбор оптимального варианта из возможных.

7. Принцип простоты. Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает, так как в ней четко определены обязанности каждого работника.

8. Принцип иерархичности. Обязательно в СУП должны быть какие-либо уровни.

9. Принцип автономности.

II группа. Принципы, определяющие направление развития С.У.П.

1. Принцип концентрации. Рассматривается в 2-х направлениях:

- концентрация усилий работников С.У.П. на решение основных задач;

- концентрация однородных функций в одном подразделении, что позволяет устранить дублирование функций;

2. Принцип специализации, связан с разделением труда.

3. Принцип параллельности. Используется для повышения оперативности реализации управленческих решений.

4. Принцип преемственности. Предполагает общую методичную основу проведения работ по изменению системы управления персоналом.

5. Принцип адаптированности.

6. Принцип непрерывности, связан с отсутствием перерывов в работе, уменьшением времени прослеживания докладов, прочих технических средств управления.

7. Принцип ритмичности.

8. Принцип прямоточности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: