Устранение зажатости мышц 8 страница

 

Результаты проверки

□ Артикуляционные мышцы ребенка могут быть в полном порядке. Он выполняет все упражнения. У него могут обнаруживаться незначительные трудности, которые не нужно путать с нарушением подвижности речевых органов.

Ребенок может не выполнить какое-то упражнение с первого раза, так как не освоил новое движение, но после нескольких попыток, когда он уже разучит движение, оно выполняется легко.

При выполнении нового упражнения ребенок может пытаться совершать неоправданные синхронные движения другими органами речи. Если указать на эту ошибку, он способен ее исправить.

Язык ребенка может быть чересчур напряженным. Это возникает от его лишней старательности. Если попросить его не стараться так сильно и шевелить во рту «мягким», «ленивым» языком, напряжение мышц исчезает.

Если у ребенка нет дизартрии, его невнятное произношение, возможно, сгладится с возрастом. Если после 4,5—5 лет нормативное произношение звуков не появится, обратитесь к логопеду. При отсутствии такой возможности воспользуйтесь моим пособием: Полякова М.А. «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство».

□ У ребенка может быть дизартрия. Тогда при выполнении упражнений вы заметите следующие трудности (все или только некоторые).

Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии, улыбка также смещается в соответствующую сторону.

Ребенок не может совершать какие-либо действия: доставать кончиком языка до углов рта — обоих или какого-либо одного из них, поднимать язык вверх.

Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Вместо того чтобы коснуться языком верхних зубов, ребенок высовывает его изо рта гораздо сильней, чем нужно, и может коснуться им даже верхней губы.

Ребенок говорит «в нос».

Очень неспокойный язык. Он сильно дергается, при попытке сохранять неподвижное положение от напряжения синеет. Язык может быть просто неспокойным, так что у него не получается долго сохранять одно и то же положение.

Неоправданные синхронные движения речевых органов. То есть совершение одного движения сопровождается другим. Если ребенок поднимает язык, у него вслед за языком подтягивается и нижняя челюсть, при совершении

движения языком вправо-влево нижняя челюсть также совершает аналогич­ные движения.

Нарушение тонуса мышц. Мышцы языка и губ излишне напряжены или, на­против, чрезмерно вялы.

Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу. Совершает

лишние движения. В мышцах языка, губ заметны подергивания.

Ребенок не может удержать позу без изменений на протяжении 5—6 секунд.

Ему сложно переключиться с одного движения на другое, например при по­очередном поднимании и опускании языка.

Обратите внимание на следующее. Вы можете заметить, что ребенок не мо­жет поднять вверх язык, хотя с остальными упражнениями справляется удо­влетворительно. В этом случае вам нужно проверить, достаточной ли длины у него уздечка языка. Об этом читайте в следующей главе.

Если вы нашли у ребенка признаки дизартрии, покажите его логопеду, специализирующемуся на этом нарушении. При тяжелых формах дизартрии используются логопедический массаж и особые методы постановки произношения звуков. Если у вас нет возможности обратиться к профессионалу, выполняйте с ребенком специальный комплекс упражнений для речевых мышц. Когда дизартрия выражена не очень сильно, для разработки мышц этих упражнений вполне достаточно. Если мышцы останутся неразработанными, у ребенка не появится полноценного произношения звуков.

 

Разработка мышц при дизартрии

Упражнения артикуляционной гимнастики ребенок должен повторять вами, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняется по пять раз.

♦ «Заборчик». Ребенку нужно не слишком широко улыбнуться, показав верхние и нижние зубы.

♦ «Трубочка». Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя че­люсть неподвижна.

♦ «Заборчик-трубочка». Чередовать первое и второе упражнения. Ниж­няя челюсть неподвижна.

♦ «Блинчик». Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы. Удерживать положение около деся­ти секунд.

♦ «Накажи непослушный язычок». Выполняется только при невозмож­ности удержать позу предыдущего упражнения. Язык положить на зубы и «пошлепать» его верхними губами и зубами, произнося: ПЯ- ПЯ-ПЯ. Затем оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.

♦ «Лопатка». Несильно высунуть широкий язык между верхними и нижни­ми зубами, не прикусывая его. Удерживать положение около семи секунд. «Иголка». Округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, не при­кусывая его зубами. Удерживать позу около семи секунд. «Лопатка-иголка». Чередовать положения двух предыдущих упражне­ний. Нижняя челюсть и губы неподвижны. На первых порах придер­живайте их пальцами.

♦ «Маятник». Прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении по­луулыбки.

♦ «Качели». Прикасаться кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт. Нижняя челюсть непо­движна.

♦ Ребенку нужно выполнять задания на переключение с одной позы на другую и запоминание их. Предлагайте ему повторять за вами различ­ные серии движений, состоящие из трех-четырех действий: вытянуть губы в трубочку, потом — улыбнуться, потом — открыть рот, потом — закрыть его и т. п.

Правила занятий с детьми

□ Артикуляционную гимнастику разучивайте перед зеркалом. Пусть ре­бенок копирует ваши движения. Когда порядок действий усвоен, зер­кало нужно убрать.

□ Гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мыш­цы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому не нужно прилагать лишних мышечных усилий, утрировать позы. Все движения нужно совершать «мягким» языком и «нежными» губами.

□ При выполнении упражнений следите, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Не нужно делать лишних движений — округлять глаза, поднимать пле­чи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка не получается, пусть выполняет его при­близительно. Со временем действия будут совершенствоваться.

Короткая уздечка языка

Чтобы проверить длину уздечки, попросите ребенка открыть рот, как при произнесении звука [Э]. При этом положении кончик языка должен доставать до бугорков за верхними зубами и оснований верхних резцов. Уздечка считается укороченной, если язык до этих мест не дотягивается. Когда ребенок будет тянуть язык, вы увидите, как уздечка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше.

 

Важно не спутать трудности, испытываемые ребенком при укороченной уздечке, с теми трудностями, которые возникают при дизартрии. При нарушении подвижности мышц вы увидите, как ребенок не справляется именно с мышцами: его язык дрожит, дергается, опускается вниз, отклоня­лся в сторону.

Если у ребенка короткая уздечка языка, се нужно вытянуть с помощью специальных упражнений. Времени для этого у вас более чем достаточно. Если она очень короткая, на ее растягивание может уйти около трех месяцев. Обращаться за хирургической помощью не нужно. Подрезание уздечки какая-никакая, а все же операция, которая может нанести ребенку серьезную психологическую травму.

Растягивание уздечки

♦ «Лошадки». Рот приоткрыт. Ребенку нужно пощелкать языком за верхними зубами, изображая цоканье копыт. Нижняя челюсть оста­ется неподвижной. Ее можно придерживать рукой за подбородок. Со временем рот нужно открывать все шире и постепенно усиливать напряженность щелчка языком.

♦ «Грибок». Рот приоткрыт. Ребенку нужно присосать язык за верхни­ми зубами, на альвеолах и, не отрывая языка от нёба, все шире откры­вать рот, пока язык сам, щелкнув, не оторвется (не отвалится) от аль­веол. Скажите ребенку: Присоси язык. Это будет гриб. Открывай рот все шире и шире — гриб будет расти. Твоя задача — вырастить гриб по­крупнее.

Уздечка считается выправленной, когда упражнения легко выполняется при ширине рта, достаточной для произнесения звука [Э].

Правила занятий с детьми

□ При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально ши­роко, но в то же время так, чтобы ребенок мог дотянуться кончиком языка до бугорков за верхними зубами.

□ Все движения должны выполняться близко к пределу возможного. Выполнение упражнений на растягивание уздечки для ребенка физи­чески тяжело, язык может уставать, подъязычная связка болеть, да­вайте ему отдых.

Заикание

На вопрос: «От чего ребенок начал заикаться?» — чаще всего можно услышать неправильный, но лежащий на поверхности ответ: «От испуга». Однако на протяжении своего детства каждый ребенок обязательно переживает испуг, и даже не единственный, в то время как заикаться начинают

далеко не все испугавшиеся. Испуг может только «запустить» уже наметившийся у ребенка патологический процесс.

Дети не обязательно начинают заикаться внезапно. Заикание может складываться постепенно, так что бывает трудно определить, в какой же именно момент оно возникло. Поэтому начиная с трех лет нужно внимательно наблюдать за речью ребенка, особенно если у него есть предрасположенность к формированию этого дефекта.

Признаки предрасположенности к заиканию:

□ Наследственность.

□ Возможность подражания чужой нарушенной речи.

□ Леворукость (особенно если ребенок был переучен на правую руку).

□ Повышенная нервозность ребенка, которая может сопровождаться тиками (хотя и не обязательно).

□ Речевые особенности.

Бурное развитие речи, как раннее — около двух лет, так и позднее — в три года позже (в эти моменты чаще всего и стартует заикание).

Ускоренный темп речи.

Излишне высокий голос.

Назализация произношения (речь «в нос»).

Начало речи с «твердой атаки» (когда голос «включается» с отрывистого и зажатого горлового звука).

Привычка делать перед началом речи быстрый и глубокий вдох.
Захлебывающаяся речь.
Запинки и сбои в речи.

□ Общая напряженность мышц тела.

Ребенок держится чересчур прямо и напряженно, иногда до впечатления, каш

будто «шпагу проглотил».

Зажатый плечевой пояс, плечи приподняты.

Напряженная шея, голова может быть «задвинутой» назад, иногда даже до образования «второго подбородка».

Напряженные мышцы губ и щек и вообще все мимические мышцы лица, этого может возникать избыточная лицевая мимика. Напряженными оказываются также речевые органы, что предрасполагает ребенка к появлению речи судорожных запинок.

Нарушенное поверхностное ключичное дыхание, в то время как в процессе

речи требуется диафрагмальное (брюшное) дыхание.

 

□ Психологические особенности.
Склонность к лидированию.
Истерические реакции при невозможности достичь желаемого.
Конфликтность.
Недоверчивое отношение к людям.

Психологические особенности, предрасполагающие ребенка к заиканию, вырастают из его стремления лидировать — он от природы лидер. Однако проблема его в том, что он не является безусловным лидером. По каким-то причинам, личным ли своим качествам или из-за особенностей воспитания, он не способен в своем окружении добиться главенствующего положения.

Потребность ребенка командовать и принимать подчинение связана с изначальными особенностями его натуры, но она усугубляется отношением к нему в семье. Если ребенка балуют, эта направленность его характера становится бесконтрольным напором в получении желаемого, в том числе и желаемого самоутверждения. Если ребенка воспитывают чрезмерно строго, эта же черта принимает характер ожесточенного упорства и дает реакции скрытого сопротивления и протеста. Еще такие дети отличают­ся нетерпеливостью и вспыльчивостью, поэтому изначально конфликтны. В отношениях с ними желательно придерживаться «средней линии» поведения: не баловать, но и не «наводить» чрезмерных «строгостей».

Стремление лидировать, преобладать никогда и ни в какой среде не встречает сочувственного отношения, и ребенок рано сталкивается с отпором со стороны окружающих. По известному в психологии закону человек ожидает от других того же, на что способен сам, поэтому ребенок ждет, что окружающие обязательно будут брать над ним верх, и настроен за оборонительное поведение. Положение вещей усугубляется, когда в семье ребенка есть подозрительное отношение к людям и когда ребенок не находит в ней человека, который бы давал ему чувство полной защищен­ности.

В итоге у ребенка формируется тревожность, неуверенность в себе, боязнь общения, основанная на страхе потерпеть в нем неудачу. Под неудачей же неосознанно подразумевается невозможность достичь в общении преобладающего положения, которое по внутреннему самоощущению ребенка только одно и может доставить ему безопасность. В дальнейшем именно боязнь общения и подозрительное, недоверчивое отношение к людям будет той почвой, на которой формируется болезненный, навязчивый страх перед собственной, обращенной к кому-нибудь речью.

Для наглядности можно набросать гипотетический портрет ребенка, который сильно рискует начать заикаться.

Заикание чаще возникает у мальчиков, поэтому это будет мальчик трех- четырех лет. Это будет возбудимый, легко выходящий из себя ребёнок, склонный к истерическим выходкам с бурными проявлениями, классическими из которых считаются «катания по полу», при которых ни в чем не повинный в силу своей неодушевленности пол бывает бит руками, ногами, а то и головой разбушевавшегося ребенка. Двигательный аффект может проявляться скромнее, но плач все равно будет истошным. Как правило, успокоить ребенка довольно сложно, к тому же он нередко прям.

В движениях ребенок, скорее всего, будет расторможен, склонен к беспорядочным действиям (бесцельное бегание, размахивание руками).

Но в то же время, если внимательно к нему присмотреться, окажется, что] он телесно очень зажат.

Его плечи приподняты и напряжены, грудная клетка этим подъемом тоже тянется вверх, что вызывает нарушенное, ключичное дыхание. В результате ребенок дышит поверхностно и время от времени у него возника­ет потребность сделать глубокий вдох (в том числе для того, чтобы снять напряжение с дыхательных мышц грудной клетки), особенно перед началом речи, что категорически вредно.

У ребенка могут быть такие привычные действия, как выпучивание глаз, «задвигание» головы назад (своеобразный аналог отшатывания от собеседника), взгляд исподлобья, привычка стискивать зубы, тики. Весьма вероятно, что рассматриваемый нами гипотетический мальчик будет левшой.

Речь нашего ребенка имеет характерные особенности. Скорее всего, он недавно начал пользоваться развернутой фразой. Он говорит излиш­не высоким голосом, так что возникает ощущение, что его голос звучит только в горле и звонко резонирует в голове, впечатление усиливается еще манерой начинать высказывание с «твердой атаки». Нормальный же голос звучит в той или иной мерс хрипловато и бархатно, при этом резонируют не только ротовая и носовая полости (голова), но и грудная клетка, что возможно, когда мышцы там не напряжены. Темп речи у ребенка быстрый, к тому же он еще и словоохотлив, от чего возникает впечатле­ние, что речевые возможности ребенка не поспевают за его темпом, — в результате он часто сбивается.

Когда ребенок говорит, он торопится. В речи у него появляются не­большие запинки и повторы слогов не судорожного характера, больше на­поминающие оговорки и ошибки.

Надо заметить, что такой тип рискующего начать заикаться ребенка не так уж и редко встречается в жизни и совсем не является каким-то пре­увеличением или нарочитым сгущением красок. Но разумеется, встреча­ются дети (особенно среди девочек — они бывают очень застенчивыми и робкими), у которых эта предрасположенность выражена не так ярко и у которых присутствует не весь набор перечисленных характерологических речевых особенностей.

Предупреждение заикания

Устранение зажатости мышц

♦ Ребенку нужно научиться чувствовать состояние своих мышц, обнаруживать мышечные зажимы и напряжение. Для этого ему нужно из «показать» и дать почувствовать, что он испытывает из-за них дис­комфорт: Вот ты сейчас шею напряг (плечи поднял) — тебе неудобно. Ты глаза выпучил — тебе неудобно смотреть. Ты зубы сжал — это тебе мешает. Затем ребенку нужно сразу же показывать, как «сбросить» зажимы (об этом чуть ниже). Полезно спрашивать у ребенка: У тебе где сейчас мышцы напряжены? Давай-ка от этого избавимся, давай-ка это «сбросим».

♦ На первых порах мышечные напряжения бывает полезно искусствен­но усиливать, чтобы ребенок обратил на них внимание и прочувство­вал их. Например: Ты плечи поднял — подними их еще больше и напряги чуть-чуть сильней. Видишь, как неудобно. Затем мышечное напряжение обязательно нужно «сбросить».

♦ «Сбрасывание» мышечных напряжений. Ребенку бесполезно давать совет расслабиться. Пытаясь это осуществить, он только еще больше (от старания, которое в его представлении связано с усилием) напря­жет мышцы. Для снятия мышечных напряжений нужно совершать определенные конкретные движения и действия (опускать плечи, закрывать глаза). Эти движения ребенок будет пытаться совершать с усилием (глаза — зажмуривать, плечи — с нажимом тянуть вниз). Поэтому его нужно натренировать совершать эти действия, «сбрасы­вая» мышечные напряжения. То есть он должен не опустить руки или плечи, а «уронить» их, плотно прижатая к верхней, нижняя челюсть у него должна «отвалиться», а не просто открыться (последнее опять же можно сделать с усилием).

♦ Помогайте ребенку «сбрасывать» напряжение. Поднимите вверх его руку и «уроните» ее. Она должна упасть вниз всей тяжестью (нигде не «застряв» по дороге). Слегка подтолкните его голову в затылок, чтобы она качнулась и «свалилась» вперед на грудь.

♦ Ребенку нужно научиться «ронять» всю верхнюю половину туловища вместе с плечами и грудной клеткой на диафрагму (это мышца, разде­ляющая грудную и брюшную полости). Когда он сидит в кресле, возь­мите его руками за талию и попросите «уронить себя» вам на руки. Ре­бенок должен осесть вниз всем корпусом. От этого у него исчезнут все напряжения в грудной клетке и плечевом поясе. Вы можете потрясти его за плечи и потом «бросить» в кресле, так чтобы он осел вниз. Это движение можно назвать Урони себя целиком.

♦ В дальнейшем все эти действия ребенок должен совершать самостоя­тельно: «ронять» руки, плечи, голову, «себя целиком».

Понижение высоты звучания голоса

♦ Нужно «показать» ребенку, каким голосом он говорит. Повторите за ним какую-нибудь фразу нарочито высоким голосом. Затем понизьте голос и «покажите», каким голосом он на самом деле должен говорить. Скажите, что вот такой низкий, красивый голос — это его настоящий, а тот, которым он сейчас сказал (тонкий и писклявый), — ненастоя­щий, поддельный (предварительно потренируйте свой собственный низкий голос, чтобы он не получался задушенным). В дальнейшем ребенок должен повторять за вами слова и небольшие предложения. Можно задавать ему короткие вопросы. Низкий голос выйдет у ре­бенка только после того, как будут «сброшены» мышечные зажимы с плеч. Если в обычном общении ребенок будет повышать голос, гово­рите ему об этом и напоминайте о его напряженных поднятых плечах. Восприятие и мышление детей — образное. Этим можно вос­пользоваться для постановки голоса. Ребенку нужно

предложить подходящий образ (существа с низким голосом), который он мог бы на себя «надеть» и в который он мог бы «вжиться». Используйте та- кой прием. Скопируйте высокий голос ребенка и скажите, что он пищит, как мышь, «такая противная, с тощим длинным хвостом мышь». То есть вы создаете в его представлении зримый отрицательный образ его манеры говорить. Затем изобразите низкий голос и скажите, что вот так говорит пушистый, симпатичный, большой, сильный (то есть именно такой, каким надлежит быть настоящему мальчику) мишка. В дальнейшем вы договариваетесь с ребенком, что он будет говорить, как медвежонок (в этом случае вы принимаете на себя обязанности медведицы). Играя таким образом, вы разговариваете с ребенком не только на занятии, но и в повседневном общении. Для девочки можно использовать образы той же мыши и мурлыкающей кошечки (только именно довольно мурлыкающей, а не орущей истошным голосом «мяу»). Когда кошечка мурлыкает, голос у нее низкий и бархатный.

Устранение «твердой атаки»

«Твердая атака» наиболее заметна при произнесении слов, начинающихся с гласных звуков. Ребенок как бы «с места» резко и отрывисто выкрикивает первый звук. Для «включения» «мягкой атаки» требуется, чтобы работал грудной резонатор, то есть звук голоса должен вибрировать в грудной клетке.

♦ Ребенку нужно сесть, опустить плечи и наклонить голову (как бы несколько свесить ее) вперед. Грудная клетка при такой позе как бы «западает» внутрь, спина ссутуливается, а плечи подаются немного вперед.

♦ Пусть ребенок выдохнет воздух и вслед за вами с закрытым ртом произнесет низкий, вибрирующий в грудной клетке, хрипловатый от этой вибрации, неясный (средний между [М] и [У]) звук. Вибрацию грудной клетки можно ощутить ладонью.

♦ Вибрацию желательно «опустить» как можно ниже. Приложите руку к тому месту, где у ребенка резонирует грудная клетка, и скажите, что вы чувствуете его голос. Потом переместите руку чуть ниже и предложите ребенку вслед за вашей рукой «опустить» в эту точку голос. Нажимайте рукой на грудь ребенка (как на «выключатель») выше или ниже, в этом месте он должен «включать» голос (вибрирующий в грудной клетке звук, средний между [М] и [У]).

♦ Дальше на фоне этого протяжного грудного звука ребенок должен произносить слоги и слова. Его голос будет окрашиваться дополнительными бархатистыми обертонами, речь начинаться с «мягкой атаки», и в ее звучании будет присутствовать грудное резонирование.

 

Замедление темпа речи и устранение излишней громкости

♦ Голос ребенка может быть чересчур громким. Он как бы кричит, а не говорит (так мы пытаемся докричаться до плохо слышащего человека или когда говорим по телефону и нас не слышат). На занятиях,

♦ также в повседневном общении у ребенка нужно тренировать мане­ру говорить тихим голосом. Речь низким голосом и с «мягкой атаки» устраняет излишнюю громкость голоса.

♦ У ребенка может быть ускоренный темп речи. Напрямую замедлить темп речи практически невозможно, поскольку он связан со скоро­стью протекания других двигательных реакций, с процессами мышле­ния и вообще психического реагирования. Тихий и низкий голос ав­томатически приводит к некоторому замедлению темпа. Тем не менее напоминать ребенку, чтобы он говорил медленнее, необходимо.

Если у ребенка исчезнут избыточные мышечные напряжения и он приучится говорить низким голосом с «мягкой атаки», это значительно Уменьшит риск возникновения у него заикания.

Преодоление недавно возникшего заикания

Заикание трудно спутать с каким-то другим речевым нарушением даже неискушенному человеку, но на всякий случай назовем основные его признаки:

□ Ребенок повторяет слоги (преимущественно первый слог в слове). Эти повторы кажутся насильственными и носят судорожный характер.

□ Он судорожно повторяет согласные звуки (в основном также в начале слов: с-с-стол, к-к-кран).

□ Ребенок застревает на первом гласном звуке в слове, долго тянет его с судорожными перерывами и с трудом переключается на следующий звук: а-а-авария.

□ Он может долго тянуть в начале слова согласный звук, который воз­можно произнести протяжно ([М] или [Н ], например): м-м-машина.

□ Он делает вдох посреди слова.

□ Ребенок долго молчит, прежде чем начать произносить предложение. При этом он может делать «захлебывающиеся» вдохи и неполноцен­ные короткие выдохи.

Эффективно преодолеть возможно только «свежее», едва возникшее заикание (когда ребенок заикается не больше месяца или двух и сам еще толком не догадался, что с ним произошло). Если же заикание устоялось и ребенок знает о нем, на его коррекцию могут уйти долгие годы, причем эта коррекция может быть безуспешной.

Помочь преодолеть заикание может только комплекс весьма радикальных мер, к сожалению очень сложноосуществимых как для ребенка, так и его домашних. Смысл этих мер заключается в том, чтобы создать для ребенка условия, при которых он немедленно бы прекратил заикаться.

♦ Как только вы заметили у ребенка заикание, ему сейчас же нужно установить режим молчания. Одновременно очень желателен постель­ный режим. Объясните ребенку, что он болен, у него «заболел» голос и поэтому он какое-то время должен молчать и лежать в постели (пока голос не «выздоровеет.

 

♦ Режим молчания (и постельный режим) нужно сохранять в продолже­ние недели. За это время, как правило, забываются еще не успевшие зафиксироваться в речи запинки. Если постельный режим установить не удается, нужно хотя бы максимально ограничить подвижность ре­бенка.

♦ По прошествии недели можете сообщить ребенку, что его голосок «пошел на поправку» и теперь ему можно разговаривать шепотом. Переход на шепотную речь (а не обычную) объясняется тем, что при таком типе речи заикание полностью невозможно. Вы сами и все до­машние также должны говорить с ребенком шепотом. Чем дольше вы это выдержите, тем лучше. Когда ребенок начнет говорить шепотом, ему нужно отменить постельный режим. Но это не значит, что он те­перь может свободно бегать по комнате. Он может сидеть, немного ходить, как и положено «выздоравливающему».

♦ Режим молчания осуществим не со всяким ребенком, так же как и не с каждым родителем. В крайнем случае ребенка сразу можно переве­сти на шепотную речь (опять же объяснив это «болезнью» голоса). Его подвижность все равно нужно существенно ограничить.

♦ Развлекать ребенка следует тихими занятиями типа рисования, лепки, собирания конструктора, выкладывания мозаики. Читайте ему что-то спокойное и уравновешенное тихим, низким голосом, несколько мед­леннее, чем обычно.

♦ В дальнейшем ребенку можно разрешить говорить очень тихим, низ­ким голосом максимально короткими фразами. Объясните, что, если он будет говорить много и громко, у него опять «заболеет» голос и ему снова придется молчать (или шептать). Объясните также, что голос у него «заболел» из-за того, что он громко «пищал». Покажите, как он разговаривал высоким голосом и как он теперь должен говорить — низким.

♦ Во время осуществления этих мероприятий вокруг ребенка не долж­но быть никакого общества, с ним не нужно гулять — никакие лиш­ние впечатления ему сейчас не полезны. Ему не нужно делать по­дарков, это тоже может вызвать ненужное возбуждение. Не стоит смотреть телевизор, включать компьютер. Подобный режим должен продолжаться не меньше месяца. С самого начала ребенка полезно показать врачу-психоневрологу, чтобы тот назначил успокоительное лечение.

♦ Постепенно ребенок может начинать говорить громче, но по-прежнему низким голосом. Такой голос должен стать его привычкой и второй натурой, он должен говорить так всегда.

 

Можно попробовать изменить ситуацию и другим способом.

♦ Его можно увезти в какое-нибудь нешумное место — в деревню или на дачу. Но только это место должно быть действительно безлюдным и тихим, чтобы там можно было создать для ребенка условия, подобные описанным.

♦ В подавляющем большинстве случаев в результате применения пере­численных мер заикание у ребенка прекращается полностью. Но такой ребенок готов к тому, чтобы оно возобновилось при любом благопри­ятном для этого поводе. Поэтому в дальнейшем с ним нужно проводить профилактику рецидива, занимаясь таким же образом, как с детьми, пред­расположенными к формированию заикания.

Правила общения с детьми

□ Если ребенок предрасположен к заиканию, первое, что нужно сде­лать, — это упорядочить режим его жизни. Обстановка в доме должна быть тихая и уравновешенная. Для ребенка могут быть опасны бурные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Не рекомендуются чрезмерно эмоционально возбуждающие мероприятия. Противопо­казано воспитание «примерного ребенка», так как оно предъявляет к нему завышенные, трудноосуществимые требования, что приводит к психическому перенапряжению. Для ребенка не полезны декламации стихов перед посторонними, пе­регрузки чтением. Может оказаться опасным овладение в раннем воз­расте иностранными языками. Нужно ограничить фразовую речь ребенка. Поощряйте его общаться

□ короткими предложениями, Для ребенка хорошо найти какую-нибудь физическую подвижность — она улучшает координацию движений и вообще благотворно влияет на состояние мышц тела. Но не стоит отдавать его в групповые виды спорта, такие, как футбол. Подобные игры перевозбуждают детей, к тому же они связаны с обилием речевой продукции, которая осущест­вляется прямо на поле в ситуации нарушенного дыхания. Виды фи­зической нагрузки или спорта должны быть уравновешенными (типа плавания, верховой или велосипедной езды) и не должны включать выраженного момента азарта. Если в речи у ребенка появились запинки и сбои, а также нарушилось дыхание, режим его жизни придется ввести в еще более спокойное русло. Ребенку противопоказаны шумные развлечения, гости, боль­шое скопление детей. Нужно ограничить просмотр телевизионных программ, особенно перед сном. В любое время дня не полезны воз­буждающие передачи и фильмы, вызывающие возбуждение компью­терные игры, походы в кино. При общении с ребенком всегда нужно иметь в виду, что радостное возбуждение для него может оказаться нисколько не безопаснее отрицательного аффекта. Ребенка нежелательно отдавать в детский сад — даже в самый лучший и специализированный. Если он уже посещает детский сад, его нужно оттуда забрать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: