♦ Положите два кубика, ребенок должен смотреть, что вы делаете. Спросите: Какой я положила сначала? Пусть ребенок покажет. Затем спросите: Какой я положила потом?
♦ Подобные задания выполняйте с разноцветными кружками.
Теперь у ребенка нужно сформировать представления о начале и конце ряда.
♦ Выкладывайте кубики. Комментируйте, какой вы положили сначала, какой — потом. Покажите ребенку на начало ряда, скажите: Вот тут — начало. Покажите на конец, скажите: Вот тут — конец.
♦ Это же задание выполняйте с кружками (с другими предметами) многократно. Ребенок должен запомнить слова «начало» и «конец» и хорошо усвоить, что они означают.
♦ Горизонтально кладите перед ребенком продолговатые предметы (карандаш, полоску бумаги, ленточку и т.п.), просите показать, где у предмета начало, где конец. При необходимости подсказывайте.