Выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Затем вместе с учителем определяют задачи урока:
- Расширить знания о многообразии голосеменных растениях.
- Сформировать знания о признаках голосеменных
- Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.
- Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.
Учитель: Какова цель нашего урока?
Цель урока – «Изучить особенности строения, жизнедеятельности голосеменных растений и значение их в природе и жизни человека». (Записать в Рабочий лист)
Формулируют вопросы.
Записывают их
в Рабочий лист.
Озвучивают свои вопросы.
Формулируют цель урока
Слайд № 4
Записывают цель в рабочий лист
Изучение нового материала.
Учитель: А как вы думаете, почему их так назвали голосеменные?
- Многообразие голосеменных растений.
Учитель: А сейчас давайте заслушаем небольшие сообщения ребят о многообразии голосеменных растений и выделим их общие признаки. Эти признаки запишите в Рабочий лист (задание 2)
|
|
Общие признаки голосеменных растений.
- Жизненные формы голосеменных – деревья, реже кустарники.
- Органы - лист, стебель, корень.
- Лист – хвоинка.
- Шишка – видоизмененный побег.
- Оплодотворение происходит без участия воды.
- Размножение с помощью – семян.
- Лабораторная работа «Строение хвои и шишек голосеменных растений».
Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим ветки хвойных растений, встречающихся в нашей местности, и выполним лабораторную работу (инструктивная карточка в рабочем листе).
Работа в парах с натуральным раздаточным материалом (задание 3 в Рабочем листе).
Инструктивная карточка
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.
Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.
1. Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу № 1.
2. Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу №1
3. Те же самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу№1.
4. Пользуясь текстом учебника (стр.124 -125) и данными лабораторной работы сформулируйте вывод.
Таблица №1
Вывод: Голосеменные имеют своеобразный орган - _______________. Шишка – это ___________
____________ побег, состоящий из оси и _________________, на которых открыто лежат
|
|
семена. Листья у голосеменных узкие, игольчатые называются ______________.
Хвоя имеет _________________, покрытую восковидным веществом, поэтому растения
испаряют мало воды и хорошо приспособлены к _______________________ условиям.
Благодаря этой особенности строения листьев, хвойные растения могут произрастать, как в
_____________________, так и в ______________________ местах обитания.
По форме, размерам, строению и расположению ______________ и _________________
можно определить _________________ растения.
Физкультминутка
4. Размножение голосеменных. (Задание 4 в Рабочем листе)
Самостоятельная работа с учебником на с. 122 и 124 и заполнение в рабочей тетради схемы 26 «Размножение сосны» на с. 51