В Германии лишь во второй половине XIX в. произошло создание капиталистической машины индустрии. Основная причина отставания Германии заключалась в более длительном, чем в других государствах Западной Европы, отсутствием единого государства и господстве феодализма.
Государственные реформы не ликвидировали ни землевладения феодального дворянства (юнкеров), ни феодальную монархию.
Не имеющая мощных удобных портов, Германия фактически была изолирована от морских торговых путей. В отличие от французской промышленности, которая зависела от поставки английских машин, механизация немецкой индустрии проходила на основе собственного машиностроения. В 1850-60-ые годы в Германии металлургия, машиностроение, военная промышленность и железнодорожное хозяйство стали главными отраслями общественного производства. Немецкий капитализм носил открыто милитаристический, явно агрессивный характер. Укрепились позиции государственного капитализма.
В Германии появляются предприятия фабричного типа, но фабрикант не мог продать свой товар(низкая покупательная способность). Немецкие бизнесмены стали договариваться по каким правилам торговать - первые монополии по продаже. Германия поделилась среди бизнесменов на регионы, в каждом мог торговать только определённый фабрикант. Картели - ведущие формы монополизации до 20 века. Некоторые картели регулировали рынок труда. На одинаковые рабочие места вводятся одинаковые заработные платы(чтобы избежать движения кадров)
|
|
Ситцевая» индустриализация
один из периодов промышленного переворота США (конец 18-начало 19 вв). В целом промышленный переворот в США проходил очень неравномерно: в то время как легкая промышленность быстро развивалась (текстильная, обувная и др.), тяжелая индустрия еще не обеспечивала внутренние потребности страны. Этот период получил название "ситцевой"индустриализации, для него была характерна устойчивая зависимость американской экономики от европейского и особенно английского капитала
Реконструкция Юга
Реконструкция Юга — период в истории США после окончания Гражданской войны. В большинстве южных штатов после этого в органах местного самоуправления оказались и представители негров. Демократические правительства южных штатов не восстановили рабовладение. В результате негры стали гражданами второго сорта, и расистские принципы превосходства белых по-прежнему господствовали в общественном мнении. Монополия демократической партии на власть на территории Монолитного Юга продолжалась после этого
Для вывода Юга из изоляции и послевоенной разрухи каждый южный штат в эпоху реконструкции предпринимал усилия по строительству железных дорог. Однако миллионы долларов, собранных путём займов и субсидий, были разворованы. Только один из аферистов в Северной Каролине потратил на взятки представителям местных властей 200 тысяч долларов, после чего получил миллионы из казны штата и использовал их для биржевых спекуляций и поездок в Европу. Чтобы финансировать образование и транспорт, налоги на Юге в этот период увеличились в среднем в четыре раза. Южане не имели длительной исторической традиции использования общественных средств для нужд образования и инфраструктуры, как это делали на Севере, и налоги здесь до войны были низкими. В1890 г. Владельцами и управляющими железными дорогами были преимущественно северяне
|
|
В США основным источником доходов государственного бюджета является налог на недвижимость. До Гражданской войны налоги на Юге были низкими, в частности, и потому, что землевладельцы имели право самостоятельно оценивать свои земли. В основном источником налогообложения здесь были налоги с продаж, в том числе продаж рабов. Кроме того, налогообложению подлежали граждане, имевшие право голоса, в связи с чем бедняки старались избегать участия в голосованиях. Послевоенная система налогообложения вынудила владельцев земель, не дающих доходов, достаточных для выплаты налогов на недвижимость, распродавать свои владения. В противном случае их конфисковали за неуплату налогов. Лишение крупных землевладельцев их собственности в эпоху реконструкции приводило к выступлениям против повышенного налогообложения.
Самоизоляция
Внешняя политика самоизоляции Японии от внешнего мира была введена после восстания христиан в Симабаре в течение двух столетий.
1641-1853 годы.
Характеристика:
стабилизация наиболее застойных форм феодальных отношений, сохранение незыблемости их устоев оказывала тормозящее воздействие на экономическое развитие страны,
запрет самураям заниматься торговлей и какой-либо предпринимательской деятельностью. Народ Японии оказался почти полностью оторванным от культурного наследия передовых стран Европы, от их достижений в области науки и техники. Следствие - отсталость Японии
При этом раз в год Япония в море с Китаем и Голландией торговала на заказ.
Хлопковый голод»
Хлопковый голод или хлопковый кризис 1861 - 1865 гг. - так называлась острая нехватка хлопка в хлопчатобумажной промышленности Англии и некоторых других стран, вызванная прекращением поставок хлопка из Америки из-за блокады южных рабовладельческих штатов флотом северян во время Гражданской войны; хлопковый голод возник накануне кризиса перепроизводства и переплелся с ним. Большая часть хлопчатобумажной промышленности Европы была парализована, что тяжело отразилось на положении рабочих. В 1862 г. в Англии остановилось три пятых общего числа прядильных веретен и ткацких станков, свыше 75 % рабочих хлопчатобумажной промышленности в течение двух-трех лет были охвачены полной или частичной безработицей. Бедственное положение рабочих усугубилось неурожаями, постигшими Европу в начале 60 - х годов.
Таможенный союз
Ликвидация таможенных барьеров в Германии стала самой насущной задачей. Развитию торговли мешали межгосударственные таможни, а также барьеры, существовавшие внутри отдельных государств. Транзитные пошлины были небольшими, но взимались многократно. В этих условиях зарождающаяся крупная промышленность Германии нуждалась в протекционизме, таможенной защите. 18 крупных немецких государств договорились об объединении в Таможенный союз на 8 лет, который стал действовать с 1834 г. Таможенный союз способствовал расширению и углублению внутреннего рынка для крупной промышленности, поощрял строительство железных дорог. Главный недостаток союза состоял в том, что он представлял собой соединение суверенных государств на началах международного права