Госкапитализм в Германии (XIX в.)

В Германии лишь во второй половине XIX в. произошло создание капиталистической машины индустрии. Основная причина отставания Германии заключалась в более длительном, чем в других государствах Западной Европы, отсутствием единого государства и господстве феодализма.
Государственные реформы не ликвидировали ни землевладения феодального дворянства (юнкеров), ни феодальную монархию.
Не имеющая мощных удобных портов, Германия фактически была изолирована от морских торговых путей. В отличие от французской промышленности, которая зависела от поставки английских машин, механизация немецкой индустрии проходила на основе собственного машиностроения. В 1850-60-ые годы в Германии металлургия, машиностроение, военная промышленность и железнодорожное хозяйство стали главными отраслями общественного производства. Немецкий капитализм носил открыто милитаристический, явно агрессивный характер. Укрепились позиции государственного капитализма.

В Германии появляются предприятия фабричного типа, но фабрикант не мог продать свой товар(низкая покупательная способность). Немецкие бизнесмены стали договариваться по каким правилам торговать - первые монополии по продаже. Германия поделилась среди бизнесменов на регионы, в каждом мог торговать только определённый фабрикант. Картели - ведущие формы монополизации до 20 века. Некоторые картели регулировали рынок труда. На одинаковые рабочие места вводятся одинаковые заработные платы(чтобы избежать движения кадров)

 

 

Ситцевая» индустриализация

один из периодов промышленного переворота США (конец 18-начало 19 вв). В целом промышленный переворот в США проходил очень неравномерно: в то время как легкая промышленность быстро развивалась (текстильная, обувная и др.), тяжелая индустрия еще не обеспечивала внутренние потребности страны. Этот период получил название "ситцевой"индустриализации, для него была характерна устойчивая зависимость американской экономики от европейского и особенно английского капитала

 

Реконструкция Юга

Реконструкция Юга — период в истории США после окончания Гражданской войны. В большинстве южных штатов после этого в органах местного самоуправления оказались и представители негров. Демократические правительства южных штатов не восстановили рабовладение. В результате негры стали гражданами второго сорта, и расистские принципы превосходства белых по-прежнему господствовали в общественном мнении. Монополия демократической партии на власть на территории Монолитного Юга продолжалась после этого

Для вывода Юга из изоляции и послевоенной разрухи каждый южный штат в эпоху реконструкции предпринимал усилия по строительству железных дорог. Однако миллионы долларов, собранных путём займов и субсидий, были разворованы. Только один из аферистов в Северной Каролине потратил на взятки представителям местных властей 200 тысяч долларов, после чего получил миллионы из казны штата и использовал их для биржевых спекуляций и поездок в Европу. Чтобы финансировать образование и транспорт, налоги на Юге в этот период увеличились в среднем в четыре раза. Южане не имели длительной исторической традиции использования общественных средств для нужд образования и инфраструктуры, как это делали на Севере, и налоги здесь до войны были низкими. В1890 г. Владельцами и управляющими железными дорогами были преимущественно северяне

В США основным источником доходов государственного бюджета является налог на недвижимость. До Гражданской войны налоги на Юге были низкими, в частности, и потому, что землевладельцы имели право самостоятельно оценивать свои земли. В основном источником налогообложения здесь были налоги с продаж, в том числе продаж рабов. Кроме того, налогообложению подлежали граждане, имевшие право голоса, в связи с чем бедняки старались избегать участия в голосованиях. Послевоенная система налогообложения вынудила владельцев земель, не дающих доходов, достаточных для выплаты налогов на недвижимость, распродавать свои владения. В противном случае их конфисковали за неуплату налогов. Лишение крупных землевладельцев их собственности в эпоху реконструкции приводило к выступлениям против повышенного налогообложения.

Самоизоляция

Внешняя политика самоизоляции Японии от внешнего мира была введена после восстания христиан в Симабаре в течение двух столетий.

1641-1853 годы.
Характеристика:

стабилизация наиболее застойных форм феодальных отношений, сохранение незыблемости их устоев оказывала тормозящее воздействие на экономическое развитие страны,

запрет самураям заниматься торговлей и какой-либо предпринимательской деятельностью. Народ Японии оказался почти полностью оторванным от культурного наследия передовых стран Европы, от их достижений в области науки и техники. Следствие - отсталость Японии

При этом раз в год Япония в море с Китаем и Голландией торговала на заказ.

Хлопковый голод»

Хлопковый голод или хлопковый кризис 1861 - 1865 гг. - так называлась острая нехватка хлопка в хлопчатобумажной промышленности Англии и некоторых других стран, вызванная прекращением поставок хлопка из Америки из-за блокады южных рабовладельческих штатов флотом северян во время Гражданской войны; хлопковый голод возник накануне кризиса перепроизводства и переплелся с ним. Большая часть хлопчатобумажной промышленности Европы была парализована, что тяжело отразилось на положении рабочих. В 1862 г. в Англии остановилось три пятых общего числа прядильных веретен и ткацких станков, свыше 75 % рабочих хлопчатобумажной промышленности в течение двух-трех лет были охвачены полной или частичной безработицей. Бедственное положение рабочих усугубилось неурожаями, постигшими Европу в начале 60 - х годов.

Таможенный союз

Ликвидация таможенных барьеров в Германии стала самой насущной задачей. Развитию торговли мешали межгосударственные таможни, а также барьеры, существовавшие внутри отдельных государств. Транзитные пошлины были небольшими, но взимались многократно. В этих условиях зарождающаяся крупная промышленность Германии нуждалась в протекционизме, таможенной защите. 18 крупных немецких государств договорились об объединении в Таможенный союз на 8 лет, который стал действовать с 1834 г. Таможенный союз способствовал расширению и углублению внутреннего рынка для крупной промышленности, поощрял строительство железных дорог. Главный недостаток союза состоял в том, что он представлял собой соединение суверенных государств на началах международного права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: