Специальные методы научного исследования в социально-культурной сфере

Метод —способ сбора, обработки или анализа данных.

Используются специальные методы:

· анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ);

· опросы, интервью, тестирование;

· биографический и автобиографический методы;

· метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них;

· игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуации);

· метод экспертных оценок заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере.

Важное значение имеют не только методы получения сведений об объектах и явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, и т.д.).

Поэтому документ следует анализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по виду и форме?

б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

Опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования), либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования).

Процедура научного исследования.

Процедура — это последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

Например, проведенное под руководством крупного советского социолога Б.А. Грушина исследование формирования и функционирования общественного мнения как типичного массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное миниатюрное эмпирическое исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу.

Так, одна из процедур была посвящена анализу содержания центральных и местных средств массовой информации по проблемам международной жизни; другая — имела целью установить эффект воздействия этих материалов на читателя; третья — представляла собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность по вопросам международной жизни и т.д.

Некоторые процедуры могут использовать одни и те же методы сбора данных (например, количественный анализ текстов или контентанализ), но различную технику, например, единицы анализа текстов могут быть более разными, например, крупными (тема) или менее крупными (понятия, имена).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: