Понятие проблемной ситуации. Проблема как выражение несоответствия в научном знании. Подготовка и разработка научной проблемы

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

проблемная ситуация может быть охарактеризована как проявление противоречия между су­ществующим старым знанием и вновь обнаруженными резуль­татами эмпирического или теоретического исследования. В экспериментальных и фактуальных науках такое противоречие выражается в несоответствии прежних средств и методов по­знания новым фактам и, прежде всего, результатам наблюде­ний или экспериментов. Это значит, что прежние методы ока­зываются неспособными объяснить вновь открытые данные.

В абстрактных науках, таких, как математика, противоречие выражается в несоответствии прежних методов обоснования новым результатам развития ее теорий, появлению более об­щих и фундаментальных понятий и теорий, которые впоследст­вии могут стать основанием отдельной математической дисци­плины. В естествознании и фактуальных науках, имеющих дело с реальными предметами и явлениями, противоречия выражаются в несоответствии старых теоретических представлений (понятий, законов и теорий) новым объективно установленным фактам (результатам экспериментов, наблюдений и практики).

На основе анализа проблемной ситуации осуществляется переход к следующей ступени исследовательского процесса, а именно – к выдвижению, постановке и точной формулировке проблемы. Этот этап включает следующие составляющие:

– во-первых, ясное выражение цели проблемы;

– во-вторых, рассмотрение условий, при которых проблема может быть решена;

– в-третьих, анализ ограничений, которые накладываются на решение проблемы.

Цель проблемы – устранение несоответствия между новыми фактами и старыми способами их объяснения в эмпирических науках, а также повышение уровня обоснованности исходных принципов и основных понятий в абстрактных, теоретических науках.

Условия проблемы – предпосылки, которые необходимы и достаточны для ее решения.

Ограничения проблемы – те требования, которые накладываются на решение проблемы.

В эмпирических и фактуальных науках разработка проблем начинается с анализа конкретных условий,при которых проблема может быть решена. Вместе с этими условиями выявляются ограничения, которые накладываются на ее решение.

Затем выделяется стадия генерирования новых идей, предположений и рабочих гипотез, которая не под дается точному логическому анализу. Тем не менее результаты разработки новых гипотез могут изучаться рациональными методами. Для оценки пробных решений проблемы используют, в первую очередь, эвристические приемы:

– мысленный эксперимент;

– математические модели;

– компьютерные методы анализа;

– правдоподобные рассуждения (аналогия, индукция, статистика и др.);

– вероятностные оценки полученных результатов.

Как правило, выбирается наиболее правдоподобная гипотеза. Правдоподобие не тождественно истинности. Оно означает лишь вероятность истинности знания или меру его приближения к истине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: