Коммерческое право России 2 страница

Тем самым торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посред­ников в качестве мощной самостоятельной силы позво­лило сломить диктат производителей над потребите­лями, который даже на Западе сохранялся до 60-х годов. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения соб­ственной прибыли, обеспечили решающее влияние инте­ресов потребителей на развитие производства. Они до­бились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т. е. все население, получил наибольший выигрыш от проис­шедшей торговой революции.

В народном хозяйстве СССР диктат производителя в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не ис­коренен он и в современной России.

Среди позитивных перемен в стране одна из главных — это издание Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)*. Он предоставляет прежде небывалые возможности защиты прав гражданина против произво­дителей. Это позволяет человеку несколько «разогнуть спину», бороться с постоянными унижениями в сфере торговли и услуг.

* Собрание законодательства РФ. 1996. № 3 Ст. 140.

 

Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория вклю­чает в себя улучшение качества и структурного состава продуктов, потребляемых основной массой населения, а также увеличение объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций.

Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торго­вого права. Это проявилось прежде всего в уточнении изданных много десятилетий назад торговых кодексов, во внесении в них изменений в соответствии с совре­менными требованиями торгового оборота. Наблюдает­ся также важный процесс унификации национального торгового законодательства. Так, странами Европейского союза в 1994 г. принят в качестве модельного Общеевро­пейский кодекс частного права. Его первая часть, называемая «Принципы европейского договорного права», фак­тически является торговым кодексом ЕС.

В качестве второго важного показателя развития тор­гового права надо отметить законодательные меры в государствах общей системы права. Например, в США в 60-е годы был принят Единообразный торговый ко­декс, по своей сути являющийся модельным кодексом. На его основе почти в каждом штате изданы свои тор­говые кодексы. Единообразный торговый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельству­ет о его значимости и актуальности.

В Англии на рубеже 70—80-х годов принимается ряд законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных договорных условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два за­кона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче иму­щества 1982 г. и др. Издание названных законов в США и Англии знаменует слом так называемой общей систе­мы права, причем необратимый. Вместо прецедентной она становится нормативно-прецедентной.

Третий значимый аспект правового обеспечения тор­говой революции — заключение большого числа международных соглашений по различным вопросам торговой деятельности. Ряд соглашений принят в качестве конвенций ООН. Так, первоочередное значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-про­дажи (Вена, 1980 г.). По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под другие соглашения. Большое чис­ло соглашений подготовлено комиссиями и организа­циями под эгидой ООН. Таковы прежде всего ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ — Комиссия ООН по праву международ­ной торговли.

Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертифи­кации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов. В результате товарное обращение в разных стра­нах осуществляется по все более взаимосогласованным правилам.

Увеличение числа международных актов по торгово­му праву дало повод юристам выделить внутри между­народного частного права в качестве основного раздел «Международное торговое право». С таким предложе­нием можно не соглашаться, но нельзя не видеть его при­чин.

Резко активизировалась в последние десятилетия де­ятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. Они касаются определения условий до­говоров, порядка расчетов и других вопросов. Таковы, например, Инкотермс, типовые дистрибьюторские и аген­тские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, ин­кассо и др.

Еще один аспект развития торгового права — заклю­чение региональных соглашений. Здесь необходимо назвать Римский договор 1957 г. об учреждении Евро­пейского экономического сообщества. Договор преду­смотрел создание «Общего рынка» стран-участниц, сня­тие количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов. Становление «Общего рын­ка» проходило в несколько этапов. Подписание в 1991 г. Маастрихского договора о создании Европейского сою­за повлекло закрепление «единого внутреннего рынка» стран-участниц, признание приоритета «европейского права» над соответствующими нормами национального права. Огромное количество директив и рекомендаций руководящих органов ЕС является нормативной базой для стран Сообщества.

Итак, можно говорить с уверенностью о чрезвычайно активном, «взрывном» развитии торгового права в пос­ледние десятилетия. Оно было обусловлено потребнос­тями развития мирового товарного рынка.

Прежде чем рассматривать историю, современное со стояние и перспективы развития торгового права в Рос­сии, необходимо затронуть один вопрос. Речь идет о со­держании торговых кодексов, действующих в других странах. Основная их цель и предмет — регулирование торгового оборота, т.е. установление правил коммерчес­кой деятельности.

Вместе с тем приходится отмечать такое явление, ко­торое можно назвать эклектикой кодексов. Оно выража­ется в том, что ни в одном кодексе не обеспечивается предметное единство, не соблюдается чистота очерчива­ния своего предмета. Помимо собственно коммерческой деятельности кодексы регулируют также иные вопросы, не относящиеся напрямую к продвижению товаров, даже вообще никак не касающиеся торговли.

Так, Торговый кодекс Франции содержит разделы о несостоятельности организаций, причем не только торговых, включает нормы о торговых судах. Торговый кодекс Португалии помимо торговых сделок регулирует обязательства займа, страхования, перевозки. Германское торговое уложение наряду с торговлей регулирует перевозки грузов и пассажиров, экспедиционную деятель­ность. В Единообразном торговом кодексе США значи­тельное место уделено обращению ценных бумаг, регулированию банковских операций, договору аренды.

Итак, в каждом торговом кодексе содержатся нормы о торговом обороте, образующие ядро этого акта, и еще добавочные положения, косвенно касающиеся торговли. Важно понимать реальное соотношение подобных допол­нительных частей и собственно торгового права.

Определяя сферу действия торгового законодатель­ства, мы должны принять очевидное и неоспоримое по­ложение, что торговое законодательство должно регули­ровать торговлю и те операции, которые непосредственно ее обслуживают.

Чем же объяснить в таком случае, что торговые ко­дексы содержат отчасти нормы не о торговле. Для от­вета на этот вопрос следует обратить внимание на тот важный факт, что в кодексах разных стран «неторговые разделы» являются совершенно различными. Именно здесь, в этом несовпадении, удается отыскать корни рас­сматриваемого феномена.

Причина весьма прозаична. Дело в том, что законода­тели — и это общая практика — стремятся использо­вать издание торгового закона для попутного решения в нем вопросов, порой совершенно не относящихся к тор­говой деятельности, но актуальных в данный момент. Для законодателя не имеет значения строгое проведение в актах отраслевых разграничении. Это совершенно обыч­ное дело, когда законодательные акты издаются как сбор­ные, включают в себя нормы, относящиеся к разным от­раслям права. Данное обстоятельство, однако, не должно служить основанием для размывания предмета, наруше­ния отраслевого единства и содержательной целостнос­ти торгового права.

Торговое законодательство России. В нашей стране отдельного торгового кодекса не было никогда. Вопросы торгового оборота регулировались различными законо­дательными актами. Достаточно детально отдельные ас­пекты торговых отношений были разработаны в Собор­ном уложении 1649 г. — выдающемся правовом памятнике средневековья. В 1653 г. был принят Торговый устав, установивший, в частности, единую торговую пошли­ну с продаж. В 1667 г. издается Новоторговый устав, ре­гулировавший также внешний торговый оборот. Прини­мались другие законодательные акты о торговле.

Однако развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества, что про­явилось и в отставании торгового права. Важными ша­гами по формированию торгового законодательства ста­ло принятие Торгового устава, составленного в 1887 г. путем соединения различных актов и получившего но­вую редакцию в 1903 г., а также Устава торгового судо­производства 1903 г.

Торговый устав состоял из трех книг, которые после­довательно дополнялись по годам. В первой книге регулировалась деятельность торговых обществ и товари­ществ. Во второй книге содержалось русское морское право, причем в детально разработанном виде — 560 ста­тей. Третья книга включала административные установ­ления: об измерительных приборах, о содержании тор­говых помещений и складов, о ведении купеческих книг, о порядке торговли отдельными товарами.

Устав торгового судопроизводства определял порядок организации и деятельности коммерческих судов. Пер­вые такие суды были образованы в 1832 г. при Николае I в Одессе и Архангельске. К концу XIX в. они имелись почти во всех губернских центрах, что и потребовало издания устава. Коммерческие суды решали все споры по торговому обороту, по биржевым операциям, споры между участниками торговых товариществ. Оба устава утратили силу после революции 1917 г.

В первые советские годы всплеск внимания к торго­вому праву был связан с нэпом. Надо упомянуть, что по постановлению СНК РСФСР велась работа по составле­нию проекта Торгового свода. Его предполагалось издать в качестве одной из частей ГК РСФСР. Комиссией под эгидой ВСНХ был составлен проект Торгового свода СССР. Он обсуждался ряд лет. Но после отказа от нэпа все работы над Торговым сводом были прекращены.

В современной России торговое право вновь начало развиваться. В последний период оформляется его от­раслевая специализация. Эта специализация закреплена, она постепенно проводится в законопроектной работе. Так, указом Президента РФ от 16.12.93 № 2171 утверж­ден Общеправовой классификатор отраслей законода­тельства. Этот классификатор обновлен, новая редакция (06.01.97) официально опубликована*. В классификато­ре наряду с гражданским выделено законодательство о торговле Раздел торгового законодательства разбит на ряд подразделов, которые обозначены в самом общем виде и крайне нечетко.

* Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 119.

 

С учетом сказанного можно определить соотношение торгового и гражданского законодательства, торгового и гражданского права. Как уже говорилось, торговый оборот — один из участков имущественных отношений, в основном регулируемых гражданским законом. Поэто­му торговое законодательство образует специальную часть, отдел гражданского законодательства. Итак, торговое законодательство — это относительно обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм, регулирующих торговую деятельность.

Отсюда для нас проистекают два важных следствия:

1. Поскольку торговое право решает отдельные, спе­циальные вопросы имущественных отношений, являясь частью гражданского права, было бы совершенно неправильно говорить о дуализме, двойственности граж­данского и торгового права.

2. Торговое законодательство должно пониматься как специальная часть гражданского законодательства, а тор­говое право — как подотрасль гражданского законода­тельства, подобно жилищному или транспортному, кото­рые регулируются специальными кодексами, но никакого дуализма с гражданским кодексом не создают.

Общие положения гражданского законодательства распространяются на отношения торгового оборота. Та­ковы правила о юридических лицах, праве собственнос­ти, способах защиты, ответственности и др. Нет необхо­димости повторять их в торговом законодательстве, чтобы не создавать удвоение в регулировании.

Торговое законодательство разрабатывается для зак­репления специфики торговой деятельности, отражения ее особенностей. В случаях когда какой-то вопрос в тор­говом законе урегулирован иначе, чем в гражданском, то к торговле применяются нормы торгового законодатель­ства.

Важно понимать не только взаимоположение, но и вза­имовлияние торгового и гражданского права. Гражданс­кое право своим происхождением и развитием обязано в первую очередь торговле. Потребности регулирования то­варных рыночных отношений оказывают определяющее влияние на развитие гражданского права, основных его институтов. К. Маркс характеризовал римское частное пра­во как отличающееся «непревзойденной по точности раз­работкой всех существенных правовых отношений про­стых товаровладельцев»*. По выражению известного английского ученого-юриста В. Ансона, «договорное право является детищем торговли». Это означает, что главное ре­гулирующее средство гражданского права — договор — возникло и сформировалось под воздействием потребно­стей торгового оборота.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 41. С. 311.

 

Различными являются скорости развития собствен­но гражданского законодательства и такой его значимой части, как торговое законодательство. Торговое законода­тельство всегда действовало в качестве лидера граждан­ского, причем с развитием мировой торговли эта лидирую­щая роль возрастает. «Сильнейшее влияние» торгового права на гражданское, усиливающаяся «коммерциализа­ция» последнего подчеркивается даже в учебной литера­туре.

За счет каких факторов создается неравномерность развития торговой и других частей гражданского зако­нодательства? Она возникает в результате более высо­кой динамики развития торговли внутри имуществен­ного оборота в целом. Торговля требует непрерывного расширения рынка и увеличения продаж. Поэтому она всегда стремится к движению вперед, постоянному изме­нению регулирующих ее правил.

Понимание этих обстоятельств очень важно для пра­вильного решения вопроса о кодификации торгового за­конодательства. Издавать ли отдельный торговый кодекс или урегулировать вопросы торгового права внутри Гражданского кодекса — это вопрос законодательной техники. Однако разная интенсивность развития требует более частых изменений норм по вопросам торговли, тог­да как общий консерватизм гражданского законодатель­ства и сложность изменений Гражданского кодекса за­трудняют это. Кроме того, в силу ограниченности объемов гражданские кодексы не позволяют с необходи­мой полнотой и детальностью урегулировать торговую деятельность. Все это негативно сказывается на практи­ке торговых отношений.

Анализ российского законодательства о торговой дея­тельности свидетельствует о его ненормальном состоя­нии. Во многом не закончено формирование самой зако­нодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содер­жат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлении, четкая и обоснованная сис­тема регулирования рыночных отношений. Недостаточ­ность законодательной базы влечет массовое издание ве­домственных актов.

Настоятельно необходимо разработать унифициро­ванный закон — Торговый кодекс России. Каким должен быть Торговый кодекс в нынешней ситуации? Очевидно, что он не может просто копировать законодательство западных стран. Исходя из конкретной экономической и правовой ситуации в стране Торговый кодекс должен служить формированию российского товарного рынка, созданию его структуры, налаживанию торгово-хозяйственных связей и их развитию.

В настоящее время подготовлена примерная концеп­ция и структура Торгового кодекса России. В качестве одного из разделов гражданского законодательства Ко­декс не может строиться по пандектному принципу, т. е. не может делиться на общую и специальную части. В нем намечается выделить три части.

Как они могут выглядеть? В первой части предпола­гается закрепить специфику участников торгового обо­рота. Прежде всего определить порядок образования, осо­бенности построения и имущественного положения специальных субъектов торговли: посреднических фирм, сбытовых сетей, товарных бирж, оптовых ярмарок и др. Подчеркнем, что речь идет о регулировании особеннос­тей, а совсем не о повторении норм ГК РФ о видах юри­дических лиц.

Во второй части предполагается урегулировать осо­бенности заключения и исполнения договоров торгово­го оборота. Анализ показывает, что можно безболезненно изъять из ГК РФ и сконцентрировать в Торговом кодексе нормы о договорах, в которых никогда не уча­ствуют граждане, а только организации. Это договоры оптовой купли-продажи, поставки, закупок для государ­ственных нужд, контрактации. Названные договоры фор­мируют содержание торгового оборота и сами состав­ляют обязательственное ядро Торгового кодекса. Перенос их из Гражданского в Торговый кодекс позволил бы го­раздо полнее и четче урегулировать эти обязательства.

Здесь же должны найти регулирование ряд важных видов договоров, которые сейчас не упоминаются в ГК РФ, хотя играют значимую роль в организации рыноч­ных отношений. Таковы, прежде всего, договоры на про­ведение маркетинговых исследований, на оказание рекламно-распространительских услуг, на предоставление коммерческой информации, на исключительную продажу товаров, дистрибьюторские контракты и другие.

В третьей части намечается урегулировать основные послеторговые отношения, которые пока вообще не рег­ламентируются законом, что создает серьезные затруд­нения. Речь идет о порядке приемки товаров по количе­ству, об экспертизе качества, о возврате многооборотной тары и о других важных вопросах.

Пока трудно сказать, удастся ли и в какой степени удастся реализовать эти идеи. Чтобы преодолеть нынеш­ний кризис, надо наладить устойчивые торгово-хозяйственные связи между отечественными производителями и потребителями. Это невозможно без разработки вслед за Гражданским, которого явно недостаточно, так­же и Торгового кодекса. Опыт передовых держав убеж­дает в этом Отставание России коренится в отсутствии развитого товарного рынка, а этот рынок невозможно создать без правовой и иной поддержки государства, без установления четких законодательных правил.

ТЕМА III СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие участников торговой деятельности.

2. Виды субъектов торговой деятельности.

3. Основания выбора видов организаций.

По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. Подобное внимание к деятельности торговцев связано с их особой ролью в товарном обращении.

С учетом ведущей роли торговцев в осуществлении товарного обращения во все западные торговые кодексы, кроме Единообразного торгового кодекса США, включе­ны разделы, посвященные торговым обществам и това­риществам. Сделано это при наличии в гражданских кодексах самостоятельных глав о юридических лицах и, что тем более неприемлемо, по общей модели регулиро­вания субъектов права. Такие решения создают неоправ­данное дублирование, дуализм с гражданским законода­тельством.

Между тем для торгового права важно выявить и зак­репить организационное и имущественное своеобразие лиц, обусловленное характером их участия в коммерческой дея­тельности. Такое своеобразие реально существует, оно имеет огромное значение. Однако четко выразить и законода­тельно закрепить эту специфику правоведение пока не су­мело.

Обозначим вначале круг участников торговых отно­шений. Он не совпадает с общим составом субъектов гражданского права.

Отличия начинаются с того, что в торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского пра­ва. Так, физические лица, граждане не являются субъек­тами торгового права.

Отдельный гражданин может стать участником ком­мерческой деятельности, лишь если он получит статус предпринимателя. Для этого гражданин обязан подать заявление по установленной форме в регистрационный орган, уплатить сбор, получить свидетельство о госу­дарственной регистрации как индивидуального торгового или торгово-посреднического предпринимателя, встать на учет в налоговом органе, получить (при необ­ходимости) лицензию на торговлю соответствующими видами товаров.

Что касается юридических лиц, то организации любо­го вида являются субъектами как гражданского, так и собственно торгового права.

Вместе с тем степень участия организаций в торговом обороте оказывается неодинаковой.

1. Предпринимательские (или по терминологии ГК РФ — коммерческие) организации, а также индивиду­альные предприниматели в полном объеме могут уча­ствовать в торговом обороте.

2. Некоммерческие организации участвуют в товар­ном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, впра­ве продавать производимые ими продукты. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с устав­ными целями деятельности, а не вообще заниматься тор­говлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких организаций также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.

Среди некоммерческих организаций следует выде­лить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельно­сти состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых опе­раций другими лицами. Таковы товарные биржи, опто­вые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и др. Здесь вновь возникают терминологические несоответ­ствия. Все эти организации — коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они неком­мерческие, а точнее говоря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализа­ции товара другими субъектами.

3. Наконец, в качестве самостоятельной группы надо выделить субъектов Российской Федерации, администра­тивные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определен­ные товары для нужд собственной деятельности. Возмож­ности их влияния на развитие торгового оборота поисти­не огромны. Однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задействованы.

Предпринимательские организации имеют в основ­ном традиционные формы обществ с ограниченной ответственностью и акционерных, реже — другие формы. От юридического вида следует отличать функциональ­ный вид, определяемый местом в торговом обороте и ос­новным содержанием деятельности. Эти различения совершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже общепринятыми в практике. Итак, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, органи­зационно-правовую форму) и функциональный вид орга­низации.

Наиболее четко функциональные различия закрепи­лись в оптовой торговой и посреднической деятельнос­ти. Это объяснимо, поскольку на посредников приходит­ся 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.

Торгово-посреднические организации подразделяют­ся на виды в зависимости от выполняемых ими на то­варном рынке функций, характера совершаемых опера­ций с товаром, основных видов используемых договоров и других оснований.

В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническое звено право собственности на товар, выде­ляют: 1) независимые оптовые торговые и посреднические фирмы, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; 2) посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю, 3) специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового оборота.

В группу независимых посредников входят органи­зации, приобретающие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают фирмы-дилеры, торговые дома, дистри­бьюторов, экспортные и импортные фирмы, стокистов (фирмы, действующие с использованием консигнацион­ного склада), трейдеров и ряд других

Названные виды независимых посреднических орга­низаций характеризуются следующими отличительными чертами. Независимые фирмы действуют от своего имени и за свой счет. Прохождение через них товаров от изгото­вителей к потребителям оформляется цепочкой договоров

1. Торгово-посреднические фирмы могут быть универ­сальными либо специализированными. При специализа­ции фирм на торговле определенным товаром такие фир­мы нередко именуют дилерами по соответствующему товару. При принятии на себя обязанностей перепродажи товаров определенной фирмы по соглашению с ней посред­ник становится дилером этой фирмы или, как чаще говорят, ее «официальным дилером». Работа через дилеров удобна для производителей. Дилерами могут быть как крупные фирмы, так и мелкие распространители товара. Это всегда юридические лица. Другой обязательный их признак — са­мостоятельное, т.е. от своего имени, совершение покупок и продаж товара.

2. Торговые дома представляют собой многофункцио­нальные, многопрофильные организации. Они занима­ются не только торговой, но отчасти и производствен­ной деятельностью по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Торговые дома строятся как еди­ное юридическое лицо либо как корпорация из торго­вых, складских, производственных и других фирм.

Международными соглашениями с участием России и нормативными актами субъектов Российской Феде­рации предусматривается создание торговых домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома об­разуются для выхода отечественных производителей на зарубежный рынок

3. Трейдеры — специализированные посредники, они совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивиду­альные предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных сдел­ках, коротких операциях.

4. Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, разделяют на экспортные и импортные. Большинство их действует в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.

5. Особые участники внешнеторгового оборота — дистрибьюторские фирмы. Дистрибьюторы выступают реализаторами получаемого по импорту товара на терри­тории своей страны. Для них показательным является долгосрочный характер отношений с иностранным по­ставщиком. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, занимаются изучением спроса и рекламой, формируют складские запасы товаров и действуют независимо от экспортеров. Крупные производители и сбытовые фир­мы осуществляют реализацию своих товаров в других странах, как правило, подыскивая дистрибьюторов и зак­лючая с ними дистрибьюторский контракт.

В коммерческой практике дистрибьюторов различают в зависимости от наличия складских площадей на: 1) имеющие склады (регулярные) и 2) арендующие скла­ды либо не имеющие складов. Регулярные дистрибьюторы выполняют функции накопления и хранения товаров, зак­лючают договоры на поставку в будущих периодах, оказы­вают услуги по подсортировке и подбору ассортимент­ных групп товаров. Дистрибьюторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.

У нас в стране производители порой заключают дистрибьюторские контракты с посредниками для сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара.

6. Гибридом дистрибьюторских и комиссионных орга­низаций являются фирмы-стокисты. Стокисты — это специализированные посредники, осуществляющие по договору комиссии исключительную продажу товара оп­ределенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так называемом консигна­ционном складе. Этот товар реализуется по договорам средним и мелким покупателям.

Посреднические организации перечисленных видов занимаются фактической покупкой и последующей пе­репродажей товаров. От них следует отличать организа­ции, не совершающие собственно операций с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продви­жению товаров. Они действуют как представители.

Чрезвычайно развиты виды посреднических агентс­ких организаций. Их деятельность охватывает большой комплекс отношений, включающий в себя как заключе­ние сделок, так и осуществление рекламы товара и иных действий, способствующих достижению основной цели — продаже товара.

Распространенный вид агентов — брокеры. Они зак­лючают договоры от имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при посредниче­стве брокеров. Они действуют в качестве фирм (кон­тор), нередко имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рын­ке определяется доскональным знанием спроса и пред­ложения на определенные товары и способностью опе­ративно выполнять поручения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: