Коммерческое право России 7 страница

Конкуренция заставляет посредников бороться за рас­ширение рынка. Пока в такой борьбе слабо используется возможность расширения видов услуг, предоставляемых потребителям. Организации оптовой торговли исполь­зуют свои складские площади всего наполовину, осталь­ное сдают в аренду, хотя площади могли бы использо­ваться для операций с товаром.

Существенными особенностями характеризуется структура связей по поставкам для государственных нужд. Новый ГК РФ упорядочил (ст. 525—534) пре­жнюю, нечеткую и противоречивую, схему поставок для госнужд.

Общий порядок установления таких связей следую­щий. Организации, определяемые Правительством РФ, а в регионах — исполнительными органами власти, полу­чают право выступать в качестве заказчиков. Они по­дыскивают поставщиков соответствующих ресурсов. Предусмотрен конкурсный порядок отбора поставщиков, однако он пока применяется не всегда. Принятие постав­щиком заказа на поставку носит добровольный харак­тер. Лишь казенные предприятия обязаны принять вы­данный им государственный заказ.

После размещения заказа организация-заказчик раз­рабатывает проект государственного контракта на по­ставку для государственных нужд и направляет его по­ставщику. Поставщик (при согласии) подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по постав­ке для госнужд. Эта схема применяется, когда заказчика­ми выступают организации, сами использующие товар, например унитарные или казенные предприятия.

В тех случаях, когда товар закупается для других лиц, ст. 531 ГК РФ предусматривает выдачу заказчиком, зак­лючившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщи­ку с указанием в ней наименований и адресов получате­лей, количества и ассортимента причитающихся им товаров. Товар отгружается согласно разнарядке в адре­са получателей, но стоимость товара оплачивается заказ­чиком, которому выделены средства из соответствующе­го бюджета.

Наряду с этим ст. 529 ГК РФ предусматривает более сложную — двухуровневую структуру связей. В заклю­ченном государственном контракте может быть установ­лено, что поставка будет производиться не самому заказ­чику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю изве­щение о прикреплении покупателя к поставщику. В силу заключенного контракта и полученного от заказ­чика извещения о прикреплении поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на по­ставку для государственных нужд.

В указанных случаях первое обязательство оформля­ется контрактом между заказчиком и поставщиком. Вто­рое обязательство создают выдача заказчиком на основе контракта извещения о прикреплении покупателя к по­ставщику и заключение договора между покупателем и поставщиком. В результате возникают два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик. При помощи такой схемы достигается ресурсное обес­печение соответствующей государственной программы.

Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей. Он исходит из целей сохранения за собой контроля за реальной поставкой това­ров, выступает обязанной стороной по оплате их стоимо­сти.

Имеются более сложные структуры связей. Таковы си­туации, когда контракт и основанный на нем договор на поставку заключают одни организации, а отгрузка това­ра производится в адрес третьих лиц, не участвующих в договорных отношениях и лишь фактически исполь­зующих товар в хозяйственных целях. В этих случаях уже не заказчик, а покупатель по договору поставки для государственных нужд выдает поставщику отгрузочную разнарядку. В ней указываются наименование и адреса получателей, количество товара, его ассортимент и сро­ки поставки каждому из них. Обязанность оплаты сто­имости товара лежит на покупателе по договору. Таким способом, к примеру, осуществляется поставка закуплен­ных для государственных нужд продовольствия, меди­цинской продукции и иного имущества в войсковые ча­сти, военные госпитали и другим потребителям.

Правильное, умелое формирование структуры связей важно для организации еще одного вида отношений, а именно поставок товаров из одного региона страны в другой. Межрегиональные торговые связи чрезвычай­но значимы. Они способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Они закрепляют и углубляют производственную коопе­рацию между регионами. Весьма актуально для России то, что такие связи создают центростремительные силы, экономически скрепляющие государство.

В нормативных актах постоянно даются указания о необходимости развития межрегиональных связей, од­нако на деле такая работа не ведется. Нередко в печати встречается информация о том, что руководитель одной области заключил с руководителем другой области или республики договор о взаимных поставках товаров. Следует сознавать, что такие встречи и соглашения не влекут за собой реального осуществления поставок. При­чина подобного положения состоит в неразработаннос­ти порядка установления межрегиональных договорно-хозяйственных связей.

В настоящее время и производственные, и торговые организации в основном находятся в руках частных вла­дельцев. Поэтому для налаживания связей органы ис­полнительной власти каждого региона предварительно должны на своей территории найти потенциальных про­давцов, выяснить возможные объемы продаж и прием­лемые уровни цен, условиться о согласии поставлять товар в определенные регионы. Соответственно админи­страция потребляющего региона обязана выяснить, ка­кие организации желают закупить определенные това­ры, в каких количествах и по каким предельным ценам.

Лишь после этого могут заключаться межрегиональ­ные соглашения. К соглашениям должны прилагаться протоколы, содержащие сведения о конкретных продав­цах и покупателях товаров, объемах продаж. После этого должен быть установлен контроль за заключением дого­воров поставки между продавцами и покупателями, ока­зано необходимое содействие в этом, в частности путем предоставления кредитов или гарантии оплаты товара. Должен осуществляться контроль за реальным выполне­нием поставок по межрегиональным соглашениям.

Лишь при таком порядке становится возможным ус­тановление товаропотоков из разных регионов. Налажи­вание межрегиональных поставок — это совершенно новое дело для администраторов. Указанные проблемы пока не разработаны правовой наукой и не урегулиро­ваны в законодательстве.

Важно в связи со сказанным учитывать следующее. Работа юриста в современных условиях требует овладе­ния новыми знаниями, в частности разработкой схем договорных связей. Предпринимателям на практике все чаще приходится заниматься конструированием договор­ных схем, причем достаточно сложных и разветвленных. Без этого невозможно решать серьезные хозяйственные и финансовые задачи.

Ведение подобной работы требует особой подготовки. Здесь приходится использовать специальный понятий­ный аппарат и знаковые средства. Существующий пра­вовой словарь (сделки, юридические факты, правоотно­шения и т.п.) для этого совершенно непригоден. Однако для решения указанных задач требуется большая науч­ная работа, составляющая важное направление теории коммерческого права.

ТЕМА IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ

1. Правовое регулирование заключения договоров.

2. Организация заключения договоров.

3. Изменение и расторжение договоров.

Четкое и умелое заключение договоров выступает ос­новным условием надлежащего их исполнения. Именно на стадии оформления договоров закладываются пред­посылки успешной работы фирмы, повышения прибы­ли и предупреждения потерь от неисполнения обяза­тельств. Поэтому работа по заключению договоров требует постоянного и особого к себе внимания.

Современное законодательство закрепило принцип свободы заключения договоров (ст. 421 ГК РФ), который включает в себя свободу выбора контрагента, самостоя­тельность принятия решения о заключении договора, выбора вида договора, определения условий, не противо­речащих закону, и ряд других моментов.

Вместе с тем сохраняется, хотя и достаточно узкая, сфера обязательного заключения договоров. Так, ст. 456 ГК РФ предусматривает обязательность заключения публичных договоров, т.е. договоров с организациями, об­разованными для осуществления хозяйственных взаи­моотношений с неограниченным кругом потребителей. Такой характер деятельности организации подтверж­дается уставом либо лицензией. Отвечающая этим усло­виям организация должна заключить договор с каждым, кто обратится с требованием об этом.

В зарубежном законодательстве также предусматри­вается правило об обязательном заключении публичных договоров. Однако на практике фактов отказа от заклю­чения договоров не встречается, и эти нормы носят пре­достерегающий характер. Что касается России, то у нас отказы от заключения публичных договоров пока суще­ствуют. Поэтому сохраняется актуальность понуждения через суд отдельных предпринимателей к заключению договоров (хранения, перевозки, банковского обслужи­вания и др.).

Важное значение для организации торгового оборота имеет предусмотренная законом обязанность стороны по предварительному договору заключить по требованию контрагента основной договор (ст. 429 ГК РФ). Данное положение может по аналогии использоваться также сторонами по долгосрочным договорам для понуждения контрагентов к заключению отдельных (дополнитель­ных) договоров, если порядок выработки условий пос­ледних определен в долгосрочном договоре.

Для казенных предприятий может быть предусмотре­на обязательность заключения контрактов на поставку для государственных нужд (ст. 527 ГК РФ). Если по­ставщик подписал с заказчиком контракт на поставку для государственных нужд, а заказчик выдал поставщи­ку извещение о прикреплении к определенному покупа­телю, то поставщик также обязан заключить с этим поку­пателем договор поставки товаров для государственных нужд.

Законом предусмотрено несколько других случаев обязательного заключения договоров, однако они не

имеют непосредственного отношения к торговому обо­роту.

С 1992 г. отменено заключение договоров на основе плановых заданий. Вместе с тем для отдельных видов договоров нормативными актами предусмотрены раз­личные административные предпосылки, отсутствие которых влечет недействительность договора. Так, для заключения договора аренды земельного участка необ­ходимы распоряжение соответствующей администрации о предоставлении участка и утвержденный план участ­ка. Для заключения договора строительства объекта тре­буются разрешения ряда органов, без которых строитель­ство считается самовольным.

В отношении формы торговых договоров применя­ется общее правило: договоры между юридическими лицами заключаются в простой письменной форме. На­ряду с этим имеется специальная норма — это п. 2 ст. 159 ГК РФ, согласно которой если сделка целиком исполня­ется в момент совершения, то достаточно устной формы договора. Поэтому если организация покупает телефон­ный аппарат, стулья или иное имущество стоимостью до 10 тыс. руб. и оплачивает их стоимость наличными день­гами, то письменного оформления таких сделок не тре­буется.

Почти все торговые договоры рассчитаны на после­дующее исполнение отдельных условий, например на безналичный порядок расчетов, который всегда отдален во времени, либо на отгрузку товара к будущему сроку. Поэтому для торговых сделок обычно необходима про­стая письменная форма.

Несоблюдение простой письменной формы не влечет недействительности договора. Отрицательным послед­ствием нарушения формы согласно ст. 162 ГК РФ слу­жит лишь недопустимость ссылок на свидетельские показания в случае возникновения спора. Невозможность ссылаться на свидетелей не лишает права ссылаться на документы. Однако получить документы, подтверждаю­щие содержание условий устного договора, нередко ока­зывается затруднительным. Поэтому споры по устным договорам обычно приходится рассматривать как выте­кающие из недоговорных обязательств, регулируемых гл. 60 ГК РФ о неосновательном приобретении имущества.

Лишь по трем видам договоров ГК РФ предусматрива­ет недействительность сделки в случае несоблюдения про­стой письменной формы. Таковы все внешнеторговые сдел­ки (ст. 162), договоры страхования (ст. 940) и коммерческой концессии (франшизы) (ст. 1028). Необхо­димо учитывать, что требования к форме касаются не только заключения, но также изменения и расторжения договоров.

Закон не требует заключения договоров на специаль­ных бланках, не требует скрепления подписей печатями. Сами стороны в договоре могут предусмотреть исполь­зование специальных бланков и скрепление подписей печатями. Несоблюдение этих условий также не влечет недействительности договора (если только сами сторо­ны не связали с их соблюдением вступление договора в силу) и лишь делает недопустимыми ссылки на свиде­тельские показания. Однако поскольку в этих случаях существует договор как письменный документ, разреше­ние споров облегчается.

Требование об обязательном письменном оформле­нии конечно же замедляет процесс установления дого­ворных отношений. В западной практике широко рас­пространен такой способ заключения договора, как принятие продавцом к исполнению заказа покупателя. Покупатель направляет продавцу письменный заказ на товары, и от продавца не требуется подтверждения уста­новления договорных отношений. Прежде Положения о поставках продукции и товаров предусматривали по­добный способ заключения договора; в таком порядке в стране заключались миллионы договоров. В новом ГК РФ названный способ не нашел закрепления. Это оче­видный просчет, который тормозит осуществление тор­говых операций, замедляет торговый оборот.

Исключение в данном отношении составляют догово­ры хранения и страхования. Согласно ст. 887 ГК РФ простая письменная форма считается соблюденной в слу­чае выдачи хранителем поклажедателю сохранной рас­писки, свидетельства или иного документа, подписанно­го хранителем. В силу ст. 940 ГК РФ выданный страховщиком страховой полис и даже квитанция, под­писанная страховщиком, признаются заключенным дого­вором.

Статья 438 ГК РФ предусматривает особый случай признания договорных отношений установленными: ког­да продавец, получивший предложение о заключении договора, вместо ответа отгрузит покупателю заказанный им товар. Требуется лишь, чтобы товар был отгружен полностью или частично в срок, установленный для от­вета на предложение покупателя. Данное правило при­звано урегулировать казусные ситуации и не может рассматриваться как самостоятельный способ заключе­ния договоров.

Процедура заключения договоров в самом общем виде закреплена в ст. 432-449 ГК РФ. Согласно этим нор­мам заинтересованная сторона направляет другой сторо­не предложение о заключении договора. Предложение может адресоваться конкретному лицу или неопреде­ленному кругу лиц, но в этом случае оно должно содер­жать существенные условия договора. При отсутствии существенных условий такое обращение рассматривается не как предложение о договоре, а как деловая инфор­мация, реклама.

Предложение о заключении договора связывает дав­шую его сторону, налагает определенную ответственность. Такая ответственность может состоять в обязанности возмещения убытков при отказе от собственного пред­ложения, если другая сторона начала подготовку к зак­лючению или исполнению договора и понесла опреде­ленные затраты.

Предложение о договоре может делаться следующи­ми основными способами:

1) направление другой стороне подготовленного про­екта договора. Положения о поставках продукции и то­варов предусматривали высылку заинтересованной сто­роной двух экземпляров проекта. ГК РФ не регулирует данный вопрос. Практика свидетельствует об удобстве и экономичности посылки двух экземпляров проекта до­говора;

2) направление письма, телеграммы, содержащих предложение о договоре. Предложение может даваться также в виде телетайпограммы, факсограммы, средства­ми электронной связи, если можно достоверно устано­вить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК РФ). Таким образом, использование телефоног­рамм, факсограмм, электронных средств связи прирав­нивается к письменному оформлению договора. Однако оно менее надежно ввиду возможности фальсификаций или отказа недобросовестных лиц от своих отправлений. Поэтому закон требует проверки достоверности указа­ния отправителя и предусматривает, как это может де­латься.

Пункт 2 ст. 160 ГК РФ устанавливает, что при ис­пользовании телефона, радио или электронных средств связи стороны должны предварительно письменным со­глашением предусмотреть саму возможность и порядок воспроизведения подписи полномочных представителей сторон в таком документе. Это означает, что контрагента­ми предварительно заключается письменное соглашение, в котором определяется соответствующий способ офор­мления договора и кодовое обозначение, подтверждаю­щее принадлежность подписи уполномоченному лицу.

В практике товарных бирж широко применяется об­ратный порядок, согласно которому стороны регистри­руют совершенную устно сделку в системе электронного учета. При этом в силу правил биржевых торгов они обязаны не позднее следующего дня оформить такой договор в письменном виде.

В предложении о заключении договора, может быть указано время для ответа. Следует постоянно учиты­вать эту возможность и использовать ее, когда требуется ускорить решение вопроса. Если в назначенный лицом срок ответ не поступил, то предложение считается не принятым, и лицо вправе подыскивать себе другого кон­трагента.

Когда в предложении не указано время для ответа, то в силу ст. 441 ГК РФ ответ должен быть дан в течение нор­мально необходимого времени. Законодательной ориенти­ровкой для определения продолжительности срока может служить ст. 445 ГК РФ, которая установила 30-дневный срок для ответа на предложение, когда заключение догово­ра является обязательным. Поэтому по аналогии можно придерживаться 30-дневного срока ожидания ответа, разу­меется, если только иной срок не указан в самом предло­жении.

Договор считается заключенным, если вторая сторо­на возвратила подписанный экземпляр договора либо прислала письмо, телеграмму, факсограмму и т. п., под­тверждающие согласие с предложением. Таким образом, либо единый документ, подписанный сторонами, либо два документа: предложение и ответ — признаются заклю­ченным договором. Указанный порядок обязателен, даже когда стороны используют стандартизированные тексты договора либо заключают договор присоединения, т.е. подписывают договор, разработанный в виде бланка од­ной из сторон.

Одним из важных моментов договорной работы стала необходимость проверки того, какой орган юридическо­го лица правомочен принимать решение о заключении договора. Например, в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Феде­ральных законов от 13.06.96 № 65-ФЗ; от 24.05.99 № 101-ФЗ)* выделена категория крупных сделок (ст. 73— 79). Сделки на сумму от 25 до.50 % активов совершают­ся по решению совета директоров, а свыше 50 % активов — по решению общего собрания акционеров. Подобные положения предусмотрены также ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограни­ченной ответственностью» (в ред. Федеральных законов от 11.07.98 № 96-ФЗ; от 31.12.98 № 198-ФЗ)**.

* Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст.1; № 25. Ст. 2956; 1999. № 22. Ст. 2672.

** Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785; № 28. Ст. 3261; 1999. № 1. Ст.2.

 

Закон не устанавливает, какое лицо вправе подписы­вать договор от имени организации. Практика признает допустимым подписание договоров первыми руководи­телями организаций, в том числе руководителями ис­полнительных органов. Все остальные лица, включая за­местителей руководителя, могут подписывать договор лишь по уполномочию, предусмотренному в уставе орга­низации или на основании доверенности.

Статья 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129 «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 23.07.98 № 128-ФЗ)* установила, что кредитные и фи­нансовые обязательства подписываются кроме руково­дителя также главным бухгалтером организации, и без его подписи они считаются недействительными. Финан­совыми обязательствами следует считать такие, пред­метом которых являются соответствующие операции с денежными средствами: конвертация валюты, заем денежных средств, расчетные форвардные сделки и т. п. Таким образом, на кредитных и финансовых договорах должны иметься четыре подписи — по две от каждой стороны.

* Собрание законодательства РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619.

 

Руководители филиалов и представительств органи­заций могут заключать договоры лишь на основании до­веренности основной организации. Стороной в таком до­говоре всегда должна указываться основная организация (юридическое лицо).

Для отдельных видов договоров законом предусмот­рена необходимость их государственной регистрации. Так, требование о государственной регистрации предус­мотрено для договоров франшизы, для аренды зданий и сооружений. Необходимость регистрации может вво­диться для экспортных сделок с лицензируемыми и квотируемыми товарами. Невыполнение требования о регистрации в силу ст. 165 ГК РФ влечет ничтожность сделки.

Сторона, получившая проект или предложение о зак­лючении договора, нередко соглашается заключить до­говор, но на иных условиях. Такие контрпредложения должны быть ею высказаны. Когда договор заключается путем подписания составленного проекта, то оправдан­ным является порядок, который прежде был установлен Положениями о поставках продукции и товаров. Ими предусматривалось, что договор подписывается с отмет­кой перед подписью о наличии разногласии, т. е. перед подписью делается запись: «с разногласиями». К возвра­щаемому экземпляру договора прилагается протокол разногласий. Этот документ упоминается в ст. 445 и 528 ГК РФ. На практике он оформляется как сопоставитель­ная таблица текстов предложения и ответа либо как из­ложение встречной редакции договорных пунктов.

Несоблюдение подобного порядка может влечь отри­цательные последствия для нарушителей. Целесообраз­но применять по аналогии данный порядок при заклю­чении любых торговых договоров.

При заключении договора путем обмена письмами, телеграммами, факсограммами в даваемых ответах сле­дует указывать вносимые контрпредложения, выделять их в тексте ответа. Во избежание осложнений работники договорной службы всегда обязаны сравнивать, сопос­тавлять тексты посланного предложения и полученного ответа.

По правилам ГК РФ акцепт (согласие) должен быть полным и безоговорочным. Даваемое согласие на заклю­чение договора не допускает расхождений с текстом предложения.

Зарубежная законодательная и внешнеторговая прак­тика являются более гибкими. Так, Венская конвенция 1980 г. в ст. 19 различает содержащиеся в ответе допол­нительные условия в зависимости от их значимости. Ус­тановлено, что дополнения, касающиеся цены, количества, качества товара, места и срока поставки и некоторых других вопросов, считаются существенно изменяющими условия предложения. Ответ с такими дополнениями рассматривается как предложение заключить договор на иных условиях. Контрагент в необходимый срок отвеча­ет на эти предложения, в противном случае договор счи­тается незаключённым.

Что касается дополнений по любым иным вопросам, то они признаются Венской конвенцией менее суще­ственными. Если контрагент, получивший ответ с таки­ми дополнениями, не заявит возражений против них, то дополнения считаются принятыми и вошедшими в до­говор. Данное положение касается только внешнеторго­вых контрактов, заключаемых по правилам конвенции.

Во внутреннем российском обороте дело обстоит по-другому. В силу ст. 443 ГК РФ ответ, содержащий иные условия по сравнению с предложенными, не считается согласием заключить договор. Он рассматривается как встречное предложение заключить договор на новых условиях, как контроферта. Это менее удачная модель, которая создает массовые затруднения, неоправданно сдерживает заключение договоров.

В коммерческой практике сторона, получившая ответ о согласии заключить договор, но на иных условиях, по­ступает одним из следующих способов:

1) может принять меры к урегулированию разногла­сий. Статьи 507 и 528 ГК РФ предусматривают этот способ действий лишь для договоров поставки и закуп­ки для государственных нужд, хотя он пригоден для всех видов торговых договоров. Рассмотрение разногла­сий проводится руководителями организаций с участи­ем специалистов. Результаты переговоров оформляются протоколом согласования разногласий, служащим при­ложением к договору, либо составлением нового текста договора.

При невозможности переговоров, например в случае отдаленного нахождения контрагентов, целесообразно направить другой стороне письмо с мотивированным изложением своей позиции. Такие действия во многих случаях ведут к снятию контрагентом выдвинутых воз­ражений, к достижению единой позиции,, способствуют ус­тановлению договорных отношений.

Урегулирование разногласий представляет собой уча­сток договорной работы, заслуживающий особого внима­ния. Важно умение вести переговоры: выбор узловых моментов, требующих согласования; умелая очередность их рассмотрения, определение предельных рубежей от­хода; увязка «в одном пакете» требований к контраген­ту и др.;

2) дает письменное подтверждение на включение контрпредложений в договор. Сообщение о таком согла­сии влечет признание договора заключенным на услови­ях, заявленных в качестве разногласий;

3) поступившие возражения рассматриваются в ка­честве предложения заключить договор на новых усло­виях. Здесь субъекты как бы меняются местами. Сторона, получившая ответ с возражениями, в свою очередь сооб­щает приемлемую для нее редакцию спорных условий.

Это только один из вариантов действий лица на слу­чай возникновения разногласий. Однако в ГК РФ он нео­сновательно закреплен как единственный, вопреки зару­бежной договорной практике и нашей собственной правовой традиции;

4) передает спор (разногласия) по условиям заклю­чаемого договора на разрешение арбитражного или тре­тейского суда.

Передача разногласий на разрешение суда допустима в следующих случаях.

Во-первых, когда сами стороны заключили соглаше­ние о передаче спора по условиям заключаемого догово­ра на разрешение суда. Такая возможность допускается законом, но по статистике арбитражных судов подобных дел почти не встречается. Во-вторых, передача разногла­сий на разрешение суда предусматривается законом, ког­да договор заключается в обязательном порядке. Число таких случаев невелико. Так, ст. 429 ГК РФ устанавлива­ет, что при уклонении стороны по предварительному договору от заключения основного договора либо при отступлении от согласованных условий возможно обра­щение в арбитражный суд. Сторона, заявившая возраже­ния против дискриминационных условий публичного договора, вправе передать спор на разрешение суда (ст. 426 ГК РФ). Статьи 528 и 529 ГК РФ говорят о воз­можности обращения в арбитражный суд с разногласия­ми по обязательно заключаемому контракту, а также по договору поставки товаров для государственных нужд, заключаемому на основании контракта и извещения о прикреплении. Есть еще ряд случаев обязательного зак­лючения договоров, но они не актуальны для торгового оборота.

Когда законом или соглашением сторон предусмотре­на передача возникших разногласий в арбитражный суд, то исковое заявление по преддоговорному спору должно быть направлено в суд не позднее 30 дней с момента получения разногласий. Такие споры разрешаются судом по месту нахождения продавца. Необращение в суд с иском об урегулировании возникших разногласий вле­чет признание договора незаключенным. Таким образом, если сторона получила ответ с разногласиями и не смог­ла или не пожелала их урегулировать либо не обрати­лась в суд, когда была обязана это сделать, то договор признается незаключенным.

Среди недочетов нынешнего законодательства одним из серьезных является оставление неурегулированной процедуры заключения и согласования дополнений к текстам долгосрочных договоров. Долгосрочные догово­ры представляют мощное правовое средство организа­ции торговых и иных хозяйственных отношений. Они характеризуются более широким диапазоном возможно­стей, большими регулятивными способностями, нежели краткосрочные. В порядке заключения долгосрочных до­говоров имеется много особенностей.

На Западе распространенной является практика зак­лючения двухуровневых договоров. Первый уровень со­ставляет рамочный (основной) договор. Его иногда име­нуют генеральным, что неточно, ибо генеральный договор рассчитан на привлечение по договорам соисполнителей: генеральный агент — субагенты, генеральный подряд­чик — субподрядчики.

Рамочный договор заключается на продолжительный срок, и в нем урегулируются основные вопросы взаимо­отношений, обычно не подлежащие изменению в период действия обязательства.

В рамочных долгосрочных договорах крайне важно определять, кто и в какие сроки высылает проект от­дельного договора, как и в какие сроки сообщаются и урегулируются возникающие разногласия. Здесь можно предусматривать обязанность передачи споров по усло­виям отдельных договоров в арбитражный суд, устанав­ливая срок для этого (например, 10 дней). Без определе­ния таких вопросов основной договор становится неисполнимым и никто не будет нести ответственности.

В рамочном договоре может быть предусмотрен мол­чаливый акцент поступившего проекта отдельного дого­вора. Статья 438 ГК РФ допускает молчаливый акцент лишь как деловой обычай, что не согласуется с традици­ями торгового оборота. Практика признает допустимы­ми соглашения о молчаливом акцепте проектов отдель­ных договоров получившей их стороной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: