Конкуренция заставляет посредников бороться за расширение рынка. Пока в такой борьбе слабо используется возможность расширения видов услуг, предоставляемых потребителям. Организации оптовой торговли используют свои складские площади всего наполовину, остальное сдают в аренду, хотя площади могли бы использоваться для операций с товаром.
Существенными особенностями характеризуется структура связей по поставкам для государственных нужд. Новый ГК РФ упорядочил (ст. 525—534) прежнюю, нечеткую и противоречивую, схему поставок для госнужд.
Общий порядок установления таких связей следующий. Организации, определяемые Правительством РФ, а в регионах — исполнительными органами власти, получают право выступать в качестве заказчиков. Они подыскивают поставщиков соответствующих ресурсов. Предусмотрен конкурсный порядок отбора поставщиков, однако он пока применяется не всегда. Принятие поставщиком заказа на поставку носит добровольный характер. Лишь казенные предприятия обязаны принять выданный им государственный заказ.
После размещения заказа организация-заказчик разрабатывает проект государственного контракта на поставку для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик (при согласии) подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по поставке для госнужд. Эта схема применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар, например унитарные или казенные предприятия.
В тех случаях, когда товар закупается для других лиц, ст. 531 ГК РФ предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, количества и ассортимента причитающихся им товаров. Товар отгружается согласно разнарядке в адреса получателей, но стоимость товара оплачивается заказчиком, которому выделены средства из соответствующего бюджета.
Наряду с этим ст. 529 ГК РФ предусматривает более сложную — двухуровневую структуру связей. В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. В силу заключенного контракта и полученного от заказчика извещения о прикреплении поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд.
В указанных случаях первое обязательство оформляется контрактом между заказчиком и поставщиком. Второе обязательство создают выдача заказчиком на основе контракта извещения о прикреплении покупателя к поставщику и заключение договора между покупателем и поставщиком. В результате возникают два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик. При помощи такой схемы достигается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы.
Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей. Он исходит из целей сохранения за собой контроля за реальной поставкой товаров, выступает обязанной стороной по оплате их стоимости.
Имеются более сложные структуры связей. Таковы ситуации, когда контракт и основанный на нем договор на поставку заключают одни организации, а отгрузка товара производится в адрес третьих лиц, не участвующих в договорных отношениях и лишь фактически использующих товар в хозяйственных целях. В этих случаях уже не заказчик, а покупатель по договору поставки для государственных нужд выдает поставщику отгрузочную разнарядку. В ней указываются наименование и адреса получателей, количество товара, его ассортимент и сроки поставки каждому из них. Обязанность оплаты стоимости товара лежит на покупателе по договору. Таким способом, к примеру, осуществляется поставка закупленных для государственных нужд продовольствия, медицинской продукции и иного имущества в войсковые части, военные госпитали и другим потребителям.
Правильное, умелое формирование структуры связей важно для организации еще одного вида отношений, а именно поставок товаров из одного региона страны в другой. Межрегиональные торговые связи чрезвычайно значимы. Они способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Они закрепляют и углубляют производственную кооперацию между регионами. Весьма актуально для России то, что такие связи создают центростремительные силы, экономически скрепляющие государство.
В нормативных актах постоянно даются указания о необходимости развития межрегиональных связей, однако на деле такая работа не ведется. Нередко в печати встречается информация о том, что руководитель одной области заключил с руководителем другой области или республики договор о взаимных поставках товаров. Следует сознавать, что такие встречи и соглашения не влекут за собой реального осуществления поставок. Причина подобного положения состоит в неразработанности порядка установления межрегиональных договорно-хозяйственных связей.
В настоящее время и производственные, и торговые организации в основном находятся в руках частных владельцев. Поэтому для налаживания связей органы исполнительной власти каждого региона предварительно должны на своей территории найти потенциальных продавцов, выяснить возможные объемы продаж и приемлемые уровни цен, условиться о согласии поставлять товар в определенные регионы. Соответственно администрация потребляющего региона обязана выяснить, какие организации желают закупить определенные товары, в каких количествах и по каким предельным ценам.
Лишь после этого могут заключаться межрегиональные соглашения. К соглашениям должны прилагаться протоколы, содержащие сведения о конкретных продавцах и покупателях товаров, объемах продаж. После этого должен быть установлен контроль за заключением договоров поставки между продавцами и покупателями, оказано необходимое содействие в этом, в частности путем предоставления кредитов или гарантии оплаты товара. Должен осуществляться контроль за реальным выполнением поставок по межрегиональным соглашениям.
Лишь при таком порядке становится возможным установление товаропотоков из разных регионов. Налаживание межрегиональных поставок — это совершенно новое дело для администраторов. Указанные проблемы пока не разработаны правовой наукой и не урегулированы в законодательстве.
Важно в связи со сказанным учитывать следующее. Работа юриста в современных условиях требует овладения новыми знаниями, в частности разработкой схем договорных связей. Предпринимателям на практике все чаще приходится заниматься конструированием договорных схем, причем достаточно сложных и разветвленных. Без этого невозможно решать серьезные хозяйственные и финансовые задачи.
Ведение подобной работы требует особой подготовки. Здесь приходится использовать специальный понятийный аппарат и знаковые средства. Существующий правовой словарь (сделки, юридические факты, правоотношения и т.п.) для этого совершенно непригоден. Однако для решения указанных задач требуется большая научная работа, составляющая важное направление теории коммерческого права.
ТЕМА IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ
1. Правовое регулирование заключения договоров.
2. Организация заключения договоров.
3. Изменение и расторжение договоров.
Четкое и умелое заключение договоров выступает основным условием надлежащего их исполнения. Именно на стадии оформления договоров закладываются предпосылки успешной работы фирмы, повышения прибыли и предупреждения потерь от неисполнения обязательств. Поэтому работа по заключению договоров требует постоянного и особого к себе внимания.
Современное законодательство закрепило принцип свободы заключения договоров (ст. 421 ГК РФ), который включает в себя свободу выбора контрагента, самостоятельность принятия решения о заключении договора, выбора вида договора, определения условий, не противоречащих закону, и ряд других моментов.
Вместе с тем сохраняется, хотя и достаточно узкая, сфера обязательного заключения договоров. Так, ст. 456 ГК РФ предусматривает обязательность заключения публичных договоров, т.е. договоров с организациями, образованными для осуществления хозяйственных взаимоотношений с неограниченным кругом потребителей. Такой характер деятельности организации подтверждается уставом либо лицензией. Отвечающая этим условиям организация должна заключить договор с каждым, кто обратится с требованием об этом.
В зарубежном законодательстве также предусматривается правило об обязательном заключении публичных договоров. Однако на практике фактов отказа от заключения договоров не встречается, и эти нормы носят предостерегающий характер. Что касается России, то у нас отказы от заключения публичных договоров пока существуют. Поэтому сохраняется актуальность понуждения через суд отдельных предпринимателей к заключению договоров (хранения, перевозки, банковского обслуживания и др.).
Важное значение для организации торгового оборота имеет предусмотренная законом обязанность стороны по предварительному договору заключить по требованию контрагента основной договор (ст. 429 ГК РФ). Данное положение может по аналогии использоваться также сторонами по долгосрочным договорам для понуждения контрагентов к заключению отдельных (дополнительных) договоров, если порядок выработки условий последних определен в долгосрочном договоре.
Для казенных предприятий может быть предусмотрена обязательность заключения контрактов на поставку для государственных нужд (ст. 527 ГК РФ). Если поставщик подписал с заказчиком контракт на поставку для государственных нужд, а заказчик выдал поставщику извещение о прикреплении к определенному покупателю, то поставщик также обязан заключить с этим покупателем договор поставки товаров для государственных нужд.
Законом предусмотрено несколько других случаев обязательного заключения договоров, однако они не
имеют непосредственного отношения к торговому обороту.
С 1992 г. отменено заключение договоров на основе плановых заданий. Вместе с тем для отдельных видов договоров нормативными актами предусмотрены различные административные предпосылки, отсутствие которых влечет недействительность договора. Так, для заключения договора аренды земельного участка необходимы распоряжение соответствующей администрации о предоставлении участка и утвержденный план участка. Для заключения договора строительства объекта требуются разрешения ряда органов, без которых строительство считается самовольным.
В отношении формы торговых договоров применяется общее правило: договоры между юридическими лицами заключаются в простой письменной форме. Наряду с этим имеется специальная норма — это п. 2 ст. 159 ГК РФ, согласно которой если сделка целиком исполняется в момент совершения, то достаточно устной формы договора. Поэтому если организация покупает телефонный аппарат, стулья или иное имущество стоимостью до 10 тыс. руб. и оплачивает их стоимость наличными деньгами, то письменного оформления таких сделок не требуется.
Почти все торговые договоры рассчитаны на последующее исполнение отдельных условий, например на безналичный порядок расчетов, который всегда отдален во времени, либо на отгрузку товара к будущему сроку. Поэтому для торговых сделок обычно необходима простая письменная форма.
Несоблюдение простой письменной формы не влечет недействительности договора. Отрицательным последствием нарушения формы согласно ст. 162 ГК РФ служит лишь недопустимость ссылок на свидетельские показания в случае возникновения спора. Невозможность ссылаться на свидетелей не лишает права ссылаться на документы. Однако получить документы, подтверждающие содержание условий устного договора, нередко оказывается затруднительным. Поэтому споры по устным договорам обычно приходится рассматривать как вытекающие из недоговорных обязательств, регулируемых гл. 60 ГК РФ о неосновательном приобретении имущества.
Лишь по трем видам договоров ГК РФ предусматривает недействительность сделки в случае несоблюдения простой письменной формы. Таковы все внешнеторговые сделки (ст. 162), договоры страхования (ст. 940) и коммерческой концессии (франшизы) (ст. 1028). Необходимо учитывать, что требования к форме касаются не только заключения, но также изменения и расторжения договоров.
Закон не требует заключения договоров на специальных бланках, не требует скрепления подписей печатями. Сами стороны в договоре могут предусмотреть использование специальных бланков и скрепление подписей печатями. Несоблюдение этих условий также не влечет недействительности договора (если только сами стороны не связали с их соблюдением вступление договора в силу) и лишь делает недопустимыми ссылки на свидетельские показания. Однако поскольку в этих случаях существует договор как письменный документ, разрешение споров облегчается.
Требование об обязательном письменном оформлении конечно же замедляет процесс установления договорных отношений. В западной практике широко распространен такой способ заключения договора, как принятие продавцом к исполнению заказа покупателя. Покупатель направляет продавцу письменный заказ на товары, и от продавца не требуется подтверждения установления договорных отношений. Прежде Положения о поставках продукции и товаров предусматривали подобный способ заключения договора; в таком порядке в стране заключались миллионы договоров. В новом ГК РФ названный способ не нашел закрепления. Это очевидный просчет, который тормозит осуществление торговых операций, замедляет торговый оборот.
Исключение в данном отношении составляют договоры хранения и страхования. Согласно ст. 887 ГК РФ простая письменная форма считается соблюденной в случае выдачи хранителем поклажедателю сохранной расписки, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем. В силу ст. 940 ГК РФ выданный страховщиком страховой полис и даже квитанция, подписанная страховщиком, признаются заключенным договором.
Статья 438 ГК РФ предусматривает особый случай признания договорных отношений установленными: когда продавец, получивший предложение о заключении договора, вместо ответа отгрузит покупателю заказанный им товар. Требуется лишь, чтобы товар был отгружен полностью или частично в срок, установленный для ответа на предложение покупателя. Данное правило призвано урегулировать казусные ситуации и не может рассматриваться как самостоятельный способ заключения договоров.
Процедура заключения договоров в самом общем виде закреплена в ст. 432-449 ГК РФ. Согласно этим нормам заинтересованная сторона направляет другой стороне предложение о заключении договора. Предложение может адресоваться конкретному лицу или неопределенному кругу лиц, но в этом случае оно должно содержать существенные условия договора. При отсутствии существенных условий такое обращение рассматривается не как предложение о договоре, а как деловая информация, реклама.
Предложение о заключении договора связывает давшую его сторону, налагает определенную ответственность. Такая ответственность может состоять в обязанности возмещения убытков при отказе от собственного предложения, если другая сторона начала подготовку к заключению или исполнению договора и понесла определенные затраты.
Предложение о договоре может делаться следующими основными способами:
1) направление другой стороне подготовленного проекта договора. Положения о поставках продукции и товаров предусматривали высылку заинтересованной стороной двух экземпляров проекта. ГК РФ не регулирует данный вопрос. Практика свидетельствует об удобстве и экономичности посылки двух экземпляров проекта договора;
2) направление письма, телеграммы, содержащих предложение о договоре. Предложение может даваться также в виде телетайпограммы, факсограммы, средствами электронной связи, если можно достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК РФ). Таким образом, использование телефонограмм, факсограмм, электронных средств связи приравнивается к письменному оформлению договора. Однако оно менее надежно ввиду возможности фальсификаций или отказа недобросовестных лиц от своих отправлений. Поэтому закон требует проверки достоверности указания отправителя и предусматривает, как это может делаться.
Пункт 2 ст. 160 ГК РФ устанавливает, что при использовании телефона, радио или электронных средств связи стороны должны предварительно письменным соглашением предусмотреть саму возможность и порядок воспроизведения подписи полномочных представителей сторон в таком документе. Это означает, что контрагентами предварительно заключается письменное соглашение, в котором определяется соответствующий способ оформления договора и кодовое обозначение, подтверждающее принадлежность подписи уполномоченному лицу.
В практике товарных бирж широко применяется обратный порядок, согласно которому стороны регистрируют совершенную устно сделку в системе электронного учета. При этом в силу правил биржевых торгов они обязаны не позднее следующего дня оформить такой договор в письменном виде.
В предложении о заключении договора, может быть указано время для ответа. Следует постоянно учитывать эту возможность и использовать ее, когда требуется ускорить решение вопроса. Если в назначенный лицом срок ответ не поступил, то предложение считается не принятым, и лицо вправе подыскивать себе другого контрагента.
Когда в предложении не указано время для ответа, то в силу ст. 441 ГК РФ ответ должен быть дан в течение нормально необходимого времени. Законодательной ориентировкой для определения продолжительности срока может служить ст. 445 ГК РФ, которая установила 30-дневный срок для ответа на предложение, когда заключение договора является обязательным. Поэтому по аналогии можно придерживаться 30-дневного срока ожидания ответа, разумеется, если только иной срок не указан в самом предложении.
Договор считается заключенным, если вторая сторона возвратила подписанный экземпляр договора либо прислала письмо, телеграмму, факсограмму и т. п., подтверждающие согласие с предложением. Таким образом, либо единый документ, подписанный сторонами, либо два документа: предложение и ответ — признаются заключенным договором. Указанный порядок обязателен, даже когда стороны используют стандартизированные тексты договора либо заключают договор присоединения, т.е. подписывают договор, разработанный в виде бланка одной из сторон.
Одним из важных моментов договорной работы стала необходимость проверки того, какой орган юридического лица правомочен принимать решение о заключении договора. Например, в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 № 65-ФЗ; от 24.05.99 № 101-ФЗ)* выделена категория крупных сделок (ст. 73— 79). Сделки на сумму от 25 до.50 % активов совершаются по решению совета директоров, а свыше 50 % активов — по решению общего собрания акционеров. Подобные положения предусмотрены также ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. Федеральных законов от 11.07.98 № 96-ФЗ; от 31.12.98 № 198-ФЗ)**.
* Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст.1; № 25. Ст. 2956; 1999. № 22. Ст. 2672.
** Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785; № 28. Ст. 3261; 1999. № 1. Ст.2.
Закон не устанавливает, какое лицо вправе подписывать договор от имени организации. Практика признает допустимым подписание договоров первыми руководителями организаций, в том числе руководителями исполнительных органов. Все остальные лица, включая заместителей руководителя, могут подписывать договор лишь по уполномочию, предусмотренному в уставе организации или на основании доверенности.
Статья 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129 «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 23.07.98 № 128-ФЗ)* установила, что кредитные и финансовые обязательства подписываются кроме руководителя также главным бухгалтером организации, и без его подписи они считаются недействительными. Финансовыми обязательствами следует считать такие, предметом которых являются соответствующие операции с денежными средствами: конвертация валюты, заем денежных средств, расчетные форвардные сделки и т. п. Таким образом, на кредитных и финансовых договорах должны иметься четыре подписи — по две от каждой стороны.
* Собрание законодательства РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619.
Руководители филиалов и представительств организаций могут заключать договоры лишь на основании доверенности основной организации. Стороной в таком договоре всегда должна указываться основная организация (юридическое лицо).
Для отдельных видов договоров законом предусмотрена необходимость их государственной регистрации. Так, требование о государственной регистрации предусмотрено для договоров франшизы, для аренды зданий и сооружений. Необходимость регистрации может вводиться для экспортных сделок с лицензируемыми и квотируемыми товарами. Невыполнение требования о регистрации в силу ст. 165 ГК РФ влечет ничтожность сделки.
Сторона, получившая проект или предложение о заключении договора, нередко соглашается заключить договор, но на иных условиях. Такие контрпредложения должны быть ею высказаны. Когда договор заключается путем подписания составленного проекта, то оправданным является порядок, который прежде был установлен Положениями о поставках продукции и товаров. Ими предусматривалось, что договор подписывается с отметкой перед подписью о наличии разногласии, т. е. перед подписью делается запись: «с разногласиями». К возвращаемому экземпляру договора прилагается протокол разногласий. Этот документ упоминается в ст. 445 и 528 ГК РФ. На практике он оформляется как сопоставительная таблица текстов предложения и ответа либо как изложение встречной редакции договорных пунктов.
Несоблюдение подобного порядка может влечь отрицательные последствия для нарушителей. Целесообразно применять по аналогии данный порядок при заключении любых торговых договоров.
При заключении договора путем обмена письмами, телеграммами, факсограммами в даваемых ответах следует указывать вносимые контрпредложения, выделять их в тексте ответа. Во избежание осложнений работники договорной службы всегда обязаны сравнивать, сопоставлять тексты посланного предложения и полученного ответа.
По правилам ГК РФ акцепт (согласие) должен быть полным и безоговорочным. Даваемое согласие на заключение договора не допускает расхождений с текстом предложения.
Зарубежная законодательная и внешнеторговая практика являются более гибкими. Так, Венская конвенция 1980 г. в ст. 19 различает содержащиеся в ответе дополнительные условия в зависимости от их значимости. Установлено, что дополнения, касающиеся цены, количества, качества товара, места и срока поставки и некоторых других вопросов, считаются существенно изменяющими условия предложения. Ответ с такими дополнениями рассматривается как предложение заключить договор на иных условиях. Контрагент в необходимый срок отвечает на эти предложения, в противном случае договор считается незаключённым.
Что касается дополнений по любым иным вопросам, то они признаются Венской конвенцией менее существенными. Если контрагент, получивший ответ с такими дополнениями, не заявит возражений против них, то дополнения считаются принятыми и вошедшими в договор. Данное положение касается только внешнеторговых контрактов, заключаемых по правилам конвенции.
Во внутреннем российском обороте дело обстоит по-другому. В силу ст. 443 ГК РФ ответ, содержащий иные условия по сравнению с предложенными, не считается согласием заключить договор. Он рассматривается как встречное предложение заключить договор на новых условиях, как контроферта. Это менее удачная модель, которая создает массовые затруднения, неоправданно сдерживает заключение договоров.
В коммерческой практике сторона, получившая ответ о согласии заключить договор, но на иных условиях, поступает одним из следующих способов:
1) может принять меры к урегулированию разногласий. Статьи 507 и 528 ГК РФ предусматривают этот способ действий лишь для договоров поставки и закупки для государственных нужд, хотя он пригоден для всех видов торговых договоров. Рассмотрение разногласий проводится руководителями организаций с участием специалистов. Результаты переговоров оформляются протоколом согласования разногласий, служащим приложением к договору, либо составлением нового текста договора.
При невозможности переговоров, например в случае отдаленного нахождения контрагентов, целесообразно направить другой стороне письмо с мотивированным изложением своей позиции. Такие действия во многих случаях ведут к снятию контрагентом выдвинутых возражений, к достижению единой позиции,, способствуют установлению договорных отношений.
Урегулирование разногласий представляет собой участок договорной работы, заслуживающий особого внимания. Важно умение вести переговоры: выбор узловых моментов, требующих согласования; умелая очередность их рассмотрения, определение предельных рубежей отхода; увязка «в одном пакете» требований к контрагенту и др.;
2) дает письменное подтверждение на включение контрпредложений в договор. Сообщение о таком согласии влечет признание договора заключенным на условиях, заявленных в качестве разногласий;
3) поступившие возражения рассматриваются в качестве предложения заключить договор на новых условиях. Здесь субъекты как бы меняются местами. Сторона, получившая ответ с возражениями, в свою очередь сообщает приемлемую для нее редакцию спорных условий.
Это только один из вариантов действий лица на случай возникновения разногласий. Однако в ГК РФ он неосновательно закреплен как единственный, вопреки зарубежной договорной практике и нашей собственной правовой традиции;
4) передает спор (разногласия) по условиям заключаемого договора на разрешение арбитражного или третейского суда.
Передача разногласий на разрешение суда допустима в следующих случаях.
Во-первых, когда сами стороны заключили соглашение о передаче спора по условиям заключаемого договора на разрешение суда. Такая возможность допускается законом, но по статистике арбитражных судов подобных дел почти не встречается. Во-вторых, передача разногласий на разрешение суда предусматривается законом, когда договор заключается в обязательном порядке. Число таких случаев невелико. Так, ст. 429 ГК РФ устанавливает, что при уклонении стороны по предварительному договору от заключения основного договора либо при отступлении от согласованных условий возможно обращение в арбитражный суд. Сторона, заявившая возражения против дискриминационных условий публичного договора, вправе передать спор на разрешение суда (ст. 426 ГК РФ). Статьи 528 и 529 ГК РФ говорят о возможности обращения в арбитражный суд с разногласиями по обязательно заключаемому контракту, а также по договору поставки товаров для государственных нужд, заключаемому на основании контракта и извещения о прикреплении. Есть еще ряд случаев обязательного заключения договоров, но они не актуальны для торгового оборота.
Когда законом или соглашением сторон предусмотрена передача возникших разногласий в арбитражный суд, то исковое заявление по преддоговорному спору должно быть направлено в суд не позднее 30 дней с момента получения разногласий. Такие споры разрешаются судом по месту нахождения продавца. Необращение в суд с иском об урегулировании возникших разногласий влечет признание договора незаключенным. Таким образом, если сторона получила ответ с разногласиями и не смогла или не пожелала их урегулировать либо не обратилась в суд, когда была обязана это сделать, то договор признается незаключенным.
Среди недочетов нынешнего законодательства одним из серьезных является оставление неурегулированной процедуры заключения и согласования дополнений к текстам долгосрочных договоров. Долгосрочные договоры представляют мощное правовое средство организации торговых и иных хозяйственных отношений. Они характеризуются более широким диапазоном возможностей, большими регулятивными способностями, нежели краткосрочные. В порядке заключения долгосрочных договоров имеется много особенностей.
На Западе распространенной является практика заключения двухуровневых договоров. Первый уровень составляет рамочный (основной) договор. Его иногда именуют генеральным, что неточно, ибо генеральный договор рассчитан на привлечение по договорам соисполнителей: генеральный агент — субагенты, генеральный подрядчик — субподрядчики.
Рамочный договор заключается на продолжительный срок, и в нем урегулируются основные вопросы взаимоотношений, обычно не подлежащие изменению в период действия обязательства.
В рамочных долгосрочных договорах крайне важно определять, кто и в какие сроки высылает проект отдельного договора, как и в какие сроки сообщаются и урегулируются возникающие разногласия. Здесь можно предусматривать обязанность передачи споров по условиям отдельных договоров в арбитражный суд, устанавливая срок для этого (например, 10 дней). Без определения таких вопросов основной договор становится неисполнимым и никто не будет нести ответственности.
В рамочном договоре может быть предусмотрен молчаливый акцент поступившего проекта отдельного договора. Статья 438 ГК РФ допускает молчаливый акцент лишь как деловой обычай, что не согласуется с традициями торгового оборота. Практика признает допустимыми соглашения о молчаливом акцепте проектов отдельных договоров получившей их стороной.