Коммерческое право России 1 страница

Пугинский Б.И.

П88 Коммерческое право России; - М.: Юрайт-М, 2001. - 314 с.

ISBN 5-94227-090-2

Книга, написанная Б.И. Пугинским — видным российским правоведом, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова, пред­ставляет собой курс коммерческого права — принципиально новой учебной дисциплины послесоциалистического периода.

Наряду с изложением теории предлагаются практические реко­мендации, освещается положительный опыт решения сложных юридических проблем.

Издание рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также юристов-практиков и предпринимателей

УДК34

ББК 67.404(404.2)я73

 

© Пугинский Б.И., 2000

ISBN 5-94227-090-2 © ООО «Юрайт-М», 2001

Содержание

 

Введение..................................................................................................................................................................................................................... 2

ТЕМА I ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА...................................................................................................... 3

ТЕМА II ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................. 6

ТЕМА III СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................................... 12

ТЕМА IV ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА........................................................................................................................................................ 17

TEMAV ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА................................................................. 22

ТЕМА VI КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................................................................... 29

ТЕМА VII ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ............................................................................................................. 33

ТЕМА VIII СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ......................................................................................................................................... 39

ТЕМА IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ..................................................................................................................................... 43

ТЕМА Х ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ.................................................................................................................... 52

ТЕМА XI ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ.......................................................................................................................... 69

ТЕМА XII ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ........................................................................................................................... 78

ТЕМА XIII РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ............................................................................................................................... 87

ТЕМА XIV ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ............................................................................. 93

ТЕМА XV РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ....................................................................................................... 99

ТЕМА XVIПРИЕМКА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗА ИХ КАЧЕСТВА....................................................................................................... 106

 

 

Введение

Коммерческое право — принципиально новая дисцип­лина для правоведения послесоциалистического перио­да. Настоящая книга представляет собой один из первых опытов разработки проблем коммерческого права в со­временных условиях.

Изучение российского коммерческою права начинается не на пустом месте и не в вакууме. В России обуче­ние коммерческому праву велось уже с середины XIX в. Более того, в соответствии с императорским Уставом университетов 1884 г. в каждом университете были об­разованы кафедры торгового права. Их деятельность была прекращена после революции 1917 г. В период нэпа было издано несколько книг по торговому праву, но за­тем и книги, и само понятие торгового права были изъя­ты из употребления вплоть до последних лет.

К настоящему времени ситуация выглядит так. Име­ются дореволюционные отечественные труды по ком­мерческому праву (в частности, несколько лет назад был переиздан «Учебник торгового права» Г.Ф.Шершеневича — интересно написанная и поучительная книга), но все эти труды базируются на законодательстве, кото­рое ушло в небытие. Они так же непригодны для рабо­ты, как в нынешнем году не годится календарь прошло­годний. Кроме того, книги эти, написанные век назад, выражают во многом устаревшие, архаичные представ­ления о праве, не учитывают изменений юридического инструментария, появившихся новых возможностей и способов применения правовых средств. Современные работы по российскому торговому праву являются еди­ничными.

Что касается стран Запада, то там многие десятилетия, если не столетия, наряду с гражданским преподается торговое право. Существует мощное научное обеспече­ние торговой деятельности, в огромных количествах из­дается учебная и методическая литература. В последний период на русский язык переведено несколько дельных, хороших книг, написанных коммерциалистами. Можно назвать хотя бы французский учебник С.Жамена и Л.Лакура «Торговое право», вышедший в 1993 г., книгу М.Вуйи «Торговое право» и ряд других. Читать такие работы полезно. Российский торговый оборот — часть общемирового. Российское торговое право ориентирует­ся на западное, многое пытается воспринять из него.

Проблема, однако, в следующем. Западное торговое законодательство и правовая наука отражают особен­ности торговой деятельности в условиях развитого товарного рынка. В России товарный рынок только фор­мируется. Поэтому переводная литература может ис­пользоваться нашими юристами в весьма ограниченном объеме.

Представленный курс по основным идеям, направлен­ности и содержанию носит самостоятельный характер, является авторским. Это связано со следующими обсто­ятельствами. Нынешним юристам приходится действо­вать в совершенно особой обстановке. Ее отличительны­ми чертами служат: во-первых, разрушение единого народнохозяйственного комплекса, звенья которого были связаны административно-плановыми регулятора­ми, и, во-вторых, не очень успешные пока попытки со­здать рыночный уклад экономики. Это уникальная, не имеющая аналогов ситуация, причем, по-видимому, дол­госрочная.

В силу названных причин коммерческое право в Рос­сии — это не возобновление или реконструкция пре­жнего торгового права после 80-летнего перерыва. Это новая дисциплина, построенная на новых принципах, с новым содержанием и даже с изменившимся назва­нием.

Хотелось бы отметить важность коммерческого права для решения стратегических задач построения российс­кого капитализма, определения целей, средств и методов деятельности различных структур в этом направлении. На обломках обнаружившей свою неэффективность со­циалистической системы хозяйства предстоит создать со­временный рыночный уклад, что невозможно без конк­ретных мер, которые должны осуществлять законодатель, органы управления и — главное — руководители и юридические службы фирм, чтобы производить необхо­димые товары и успешно сбывать их, налаживать договорно-хозяйственные связи. В настоящем курсе подроб­но разбираются эти вопросы.

Имеется также необходимость в систематизированном виде изложить порядок правового регулирования торго­вого оборота. Само по себе это непростое дело. Трудно­сти здесь не только в традиционной для России множе­ственности нормативных актов и низком их качестве. Основная беда — бессистемность, отсутствие единых под­ходов и целостной последовательно проводимой концеп­ции. В курсе дается по мере возможности обобщенное представление об отечественном торговом праве.

Обращая внимание на просчеты в законодательстве, регулирующем торгово-предпринимательскую деятель­ность, а главное — на серьезнейшие их отрицательные последствия для страны, автор обосновывает необходи­мость комплексного решения соответствующих вопро­сов в кодифицированном акте типа Торгового кодекса России. На данном этапе представляется важным при­влечь внимание общества к данным проблемам, вызвать широкую дискуссию с теми, кто не желал бы позитивных изменений в российской экономике.

Есть еще одна задача. В наше время основное требо­вание к юристу предъявляется на конкретное знание, на умение правовыми средствами решать практические проблемы. Поэтому в курсе наряду с изложением тео­рии каждого вопроса предлагаются практические реко­мендации, освещается положительный опыт.

ТЕМА I ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

1. Понятие коммерции и коммерческого права.

2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина.

3. Предмет регулирования коммерческого права.

4. Содержание курса коммерческого права.

Следует начать с названия курса, поскольку уже здесь коренятся серьезные расхождения и возникают основа­ния для недоразумений.

Наша дисциплина именуется коммерческим правом. Своим содержанием она имеет изучение правового регу­лирования коммерческой, или, что одно и то же, торго­вой, деятельности. Commercium (лат.) — это торговля.

Ошибки в применении данного термина допускаются в двух направлениях. Прежде всего распространено сме­шение коммерции и предпринимательства. Коммерцией зачастую называют всякое предпринимательство. Говорят о коммерческих банках, коммерческих поликлиниках, коммерческих учебных заведениях. Эта неточность коре­нится в новом Гражданском кодексе Российской Феде­рации (далее — ГК РФ). Так, ст. 50 ГК РФ предлагает разделять все организации на коммерческие и некоммерческие, т. е. торгующие либо неторгующие.

Классификация юридических лиц по ГК РФ проти­воречит ст. 34 Конституции РФ, которая говорит о праве граждан заниматься предпринимательской деятельнос­тью. В самом ГК РФ, в ст. 2, достаточно ясно пишется, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Предпри­нимательство гораздо шире коммерции, поскольку при­быль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров.

Итак, ГК РФ проводит различие между коммерцией как торговлей и предпринимательством как любой дея­тельностью, нацеленной на получение прибыли. Поэтому, когда в гл. 4 ГК РФ все предпринимательские организа­ции называют коммерческими, подобное решение нельзя признать приемлемым. Известный русский философ А.А.Зиновьев отмечает такой феномен. Создавая пута­ницу в простейших исходных понятиях, некоторые груп­пы людей порождают непонимание и трудности у широких слоев общества, у тех, кому приходится пользо­ваться такими понятиями. Даже в юридической науке смешение предпринимательства и коммерции создало затруднения и противоречия.

Есть многочисленные ошибки обратного свойства. Рос­сия сейчас покрыта, как сыпью, так называемыми коммер­ческими магазинчиками и палатками. Использование для их обозначения слова «коммерческий» совершенно невер­но. Магазин всегда является коммерческим, т. е. торговым, предприятием. И слово «коммерческий» здесь излишне. Если магазин не является коммерческим, если он не тор­гует, то это уже не магазин, а нечто иное.

Теперь о том, почему наш курс называется коммерческое, а не просто торговое право. Причина в следую­щем.

В последние полвека в обучении наряду с дисципли­нами по отраслям права (уголовное, финансовое, трудо­вое и др.) получили распространение дисциплины, по­священные правовому регулированию той или иной отрасли либо подотрасли хозяйства. Например, в автодо­рожных вузах читается курс «Автотранспортное право». В нем скомпонован материал по регулированию деятель­ности автотранспорта: организационному построению, финансам и налогам, трудовым отношениям на транс­порте. Почти 50 лет на юридических факультетах читал­ся курс «Колхозное право», где освещались вопросы де­ятельности сельхозартелей. И на Западе, и в России читаются курсы страхового, гостиничного, банковского права.

Здесь скрывается серьезная проблема: как строить обучение? Нужно ли в юридическом образовании стро­го ограничиваться рамками отраслей права либо следу­ет исходить из потребностей отдельных отраслей хозяй­ства? Можно изучать предмет, метод регулирования, содержание нормативного материала одной, изолирован­но взятой, отрасли права. Вместе с тем можно комплекс­но изучать правовые вопросы отрасли или подотрасли экономики, рассматривать порядок ее регулирования од­новременно несколькими отраслями права: админист­ративным, гражданским, трудовым и др.

Опыт показывает, что для обучения юристов целесо­образнее изучать отдельные отрасли права: их предмет, метод, содержание. Лишь для подготовки к работе в оп­ределенных областях полезно, причем уже на старших курсах, изучать комплексные юридические дисциплины. А вот для обучения неюристов более удобен второй под­ход — разбор комплексного регулирования отрасли хозяйства нормами разных отраслей права.

Подобная проблема возникает и при изучении тор­гового права. В торговых вузах и техникумах (коллед­жах) много лет читался курс «Право советской торгов­ли», ныне — «Торговое право». В нем всесторонне рассматривается правовое регулирование торговой отрасли — управление торговлей, ее финансирование, особенности трудовых отношений, правила торговли и т.п. Со­вершенно обоснованно С.С.Алексеев в своей книге «Право: азбука — теория — философия» называет та­кое торговое право комплексным.

В отличие от этого наш курс строится как отрасле­вая, а не как комплексная юридическая дисциплина. С целью отмежевания, отделения от комплексных разрабо­ток по торговле приходится использовать название «коммерческое право». Размежевание необходимо, поскольку коммерческое право имеет принципиально иное содержание, качественно отличается от того, что изучают в тор­говых вузах и училищах.

Коммерческое право в содержательном отношении представляет собой подотрасль гражданского права, ведь торговый оборот — это часть имущественного оборота, регулируемого гражданским правом

Наряду с коммерческим правом как подотраслью гражданского права следует выделять и различать ком мерческое право как науку и как учебную дисциплину. К сожалению, отличие науки от учебной дисциплины зачастую не отмечается. В чем их разница?

Наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание — это особое представление, которое добывается на основе использования научных методов и средств. Полученные наукой сведения порой резко отличаются от ненаучного, или, как говорят, обыденного, взгляда на одни и те же объекты.

Коммерческому праву приходится решать множество новых и весьма сложных проблем, действовать в статусе науки Некоторые из таких проблем будут отмечены в на­стоящей книге. А вот в системе юридического образования коммерческое право выступает уже в качестве учебной дис­циплины.

Учебная дисциплина предназначена для целей обучения, подготовки специалистов к практической работе. Учебные дисциплины формируются путем отбора теоре­тических положений, выработанных соответствующими науками, а также путем обобщения практического опыта. Они не создают нового знания, а лишь обобщают уже имеющиеся знания в удобном для усвоения виде. Приме­ром может служить любой учебник или пособие по обуче­нию (в частности, учебники по стенографии, по автоделу).

Каждая учебная дисциплина занимается своим опре­деленным предметом. Для коммерческого права таким предметом является правовое регулирование коммер­ческой, т. е. торговой, деятельности.

Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой со­вокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Сразу же возникают воп­росы о начальном и конечном пунктах движения товара и об участниках торговой деятельности. Это одни из узловых вопросов. Уже здесь коренятся принципиаль­ные расхождения позиций, взглядов на коммерческое право.

Коммерцию в дореволюционной литературе по торго­вому праву рассматривали исключительно как посред­ническую деятельность между производителем и потре­бителем материальных благ. Так, по мнению Г.Ф.Шершеневича, центральная фигура, основной субъект торговли — это торговец-посредник или посредническая торговая фирма. Применять ли к возника­ющим отношениям нормы гражданского или торгового права — это зависит от участия в отношениях коммер­санта.

На подобном понимании предмета основывается и со­временная теория торгового права западных стран. На деле, правда, коммерциалисты постоянно отходят от та­кого понимания, но на словах господствующей остается торгово-посредническая доктрина.

Подобная концепция коммерческого права представ­ляется совершенно неприемлемой. Она сформировалась в прошлом и не учитывает современных реальностей. В результате людям навязываются устаревшие представ­ления, а юридическая наука и практика серьезно запаз­дывают в решении возникающих проблем.

Бесспорен тот факт, что товары продают и покупают не только посреднические фирмы. Продавать, причем воз­можно выгоднее, должна каждая организация, изготовив­шая товар, иначе она не сможет существовать.

Торговый оборот начинается не с акта покупки тор­говцем партии товара для последующих продаж, как ут­верждалось в прежней теории торгового права. Торго­вый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного про­дукта представляет первый и необходимый этап продви­жения его к потребителю. Не будет, акта продажи со­зданного продукта — не будет рыночных отношений.

Возникает вопрос: в чем практическое значение такой позиции? Дело в том, что посредник может и не заку­пить товар у отдельных изготовителей или закупить лишь часть товара. Между тем для каждого предприя­тия важно обеспечить сбыт своего товара. Кроме того, товар может быть реализован без участия посредников, и такие операции тоже образуют торговлю, товарное обращение.

Данный вид деятельности требует исследований. Без выработки рекомендаций и оказания методической помощи изготовителям они сами не в состоянии нала­дить успешный сбыт своего товара. Именно неразрабо­танность указанных проблем, отсутствие у предприни­мателей навыков такой работы ведет к массовым и повсеместным фактам, когда созданный товар оказыва­ется непроданным. В результате работники вместо денег получают заработную плату электролампочками, кастрю­лями или полотенцами.

Таким образом, изучение товарного оборота должно начинаться с действий организаций-изготовителей, реа­лизующих созданный товар, а не с действий торговых посредников.

В состав коммерческой деятельности так же следует включать акты приобретения товара потребителями. Крупнейшая группа приобретателей товара — это роз­ничные торговые организации. Наряду с ними потреби­телями выступают миллионы организаций, использую­щих материалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предпринимательских целей. Потреби­телями являются не только производственные, но также многочисленные управленческие, учебные, медицинские, военные и иные организации.

Регулирование закупок материальных и товарных ре­сурсов образует огромный клубок проблем. Материаль­ное и товарное снабжение служит условием нормальной деятельности любой организации. Без устойчивого, рит­мичного снабжения экономика обречена на неэффектив­ность и упадок. Здесь также требуются научно обосно­ванные правила и рекомендации.

Когда теория торгового права под влиянием вековой традиции замыкается на деятельности посреднических организаций, она автоматически исключает из своей сфе­ры вопросы сбыта продукции, а также вопросы матери­ального и товарного снабжения. В результате не получа­ют разработки и внедрения в жизнь правила и приемы деятельности, отвечающие современным запросам, по­требностям общества. Сотни тысяч предпринимателей действуют без четких установок и рекомендаций.

Итак, в качестве обязательных участков торгового оборота должны приниматься: 1) сбыт изготовителя­ми своих товаров; 2) затем деятельность посредничес­ких и оптовых торговых звеньев; 3) наконец, действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Все эти участки, а не одни лишь действия оптовых торговцев составляют содержа­ние торговой деятельности и предмет регулирования коммерческого права.

Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам нигде и никогда не включается в предмет ре­гулирования коммерческого права. Это вовсе не свиде­тельствует о невнимании к гражданам. Оптовая торгов­ля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством и не нуждается в спе­циальном регулировании в коммерческом праве.

Имеется еще одна, совершенно особая, теоретическая и практическая задача коммерческого права — право­вое содействие становлению российского товарного рын­ка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения.

Формирование структуры и инфраструктуры товар­ного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодо­ления нынешнего затяжного кризиса, для нормального развития экономики. От успешного решения этих задач, без преувеличения, зависит будущее страны. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в пред­мет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.

Таким образом, коммерческое право непосредственно связано с актуальными и жизненно значимыми про­блемами общества.

ТЕМА II ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. История развития торгового права.

2. Содержание торговых кодексов.

3. Перспективы развития торгового права России.

Торговое право, его история уходят в глубь тысячеле­тий. Властные установления о торговле, правила купеческой деятельности встречаются почти во всех право­вых памятниках древности. Детальную разработку сделки купли-продажи, причем именно в русле товарно­го обращения, получают в римском праве.

Однако в его подлинном значении развитие торгово­го права связано со становлением капиталистических от­ношений.

В дореволюционной юридической литературе было принято различать три этапа в становлении и развитии торгового права. Эта периодизация содержится в ста­рых российских учебниках, встречается в трудах некото­рых западноевропейских коммерциалистов.

К настоящему времени эта классификация устарела. В современной литературе она уже не используется в связи с радикальными изменениями системы торговли. Однако в познавательном отношении это прежнее раз­граничение весьма поучительно.

Первый период обычно именуют итальянским. Он зна­менует зарождение европейского торгового права. В XI-XV вв. Италия была одним из наиболее экономически разви­тых регионов, являлась посредницей в торговых связях Средиземноморских стран. Это был наиболее мощный узел мировой торговли.

Именно в Италии получила развитие специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. в Италии была издана книга Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», которая положила начала бухгалтерскому учету. Это была знаменитая итальянс­кая бухгалтерия с воспринятыми во всем мире приема­ми и терминологией учет по методу баланса и отраже­ние операций путем двойной записи (дебет—кредит).

Второй периодфранцузский — связывают с пре­вращением Франции с XVI в. в одну из ведущих торго­вых держав. Во Франции резко возрастает численность и усиливается роль торгового сословия. Государствен­ная власть проявила дальновидность и последовательно оказывала покровительство развитию торговли. При этом власть исходила из двух стратегических целей — обога­щения казны и сплочения, консолидации государства вопреки сепаратистским действиям феодальной знати.

К этому периоду относятся первые опыты кодифика­ции торгового права. В 1673 г., с которого некоторые ученые и ведут начало собственно торгового права, при­нимается Торговый ордонанс. В 1807 г. издается наполе­оновский Торговый кодекс. Исследователи отмечают его огромное влияние на другие страны Европы. Торговый кодекс наряду с Гражданским кодексом 1804 г. получил непосредственное, прямое применение в Италии, Швей­царии, Бельгии, Голландии и других государствах. Это второй случай в мировой практике (после использования римского права в средневековых европейских госу­дарствах) прямого рецепирования иностранного закона.

Третий период именуют германским. Заметим, что в XVIII-XIX вв. крупнейшей торговой державой была Ве­ликобритания, на нее приходилась основная доля миро­вого товарооборота. Однако в силу особенностей право­вой системы ее вклад в развитие торгового права был незначителен.

Германский период характеризуется принятием в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового кодекса. Кодекс устано­вил общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период Германия представляла собой кон­гломерат из почти сотни разрозненных княжеств, гер­цогств, свободных городов. Все они настолько подозри­тельно или враждебно относились друг к другу, что даже отказались принять единый гражданский кодекс. А вот идея общего торгового кодекса прошла, поскольку такой акт не задевал ничьих суверенитета и амбиций.

Германский торговый кодекс сыграл поистине выда­ющуюся роль в развитии торгово-хозяйственных связей в стране, в формировании единого немецкого рынка. Он стал мощным инструментом консолидации страны. Пос­ледовавшее при О.Бисмарке политическое объединение государства было завершением состоявшегося под влия­нием Торгового кодекса экономического слияния.

Г.Ф.Шершеневич в своем учебнике отмечает любо­пытный факт, достойный нашего внимания. В 1896 г. уже в единой Германии был принят Гражданский кодекс. С его изданием необходимость в существовании отдельно­го Торгового кодекса ослабла. Однако с учетом того, ка­кую огромную роль Торговый кодекс 1861 г. сыграл в превращении страны в централизованное и мощное го­сударство, в 1897 г. было осуществлено его переиздание.

Под влиянием успеха законодательных шагов в Гер­мании, да и с учетом собственных потребностей, в конце прошлого века почти во всех европейских странах наря­ду с гражданскими были приняты самостоятельные тор­говые кодексы. В 1899 г. Япония приняла Торговый ко­декс, во многом позаимствовав германский опыт. Эти кодексы продолжают действовать с соответствующими изменениями и поныне.

Рассмотренная периодизация истории торгового пра­ва имеет в основном познавательное значение. В настоя­щее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходивших в сфере товарного обраще­ния. Здесь актуально следующее.

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы XX в. в США, а затем — в Западной Европе произошло то, что нередко по праву называют торговой революцией. Известны культурная революция, научно-техническая, информационная — о них много написано. А вот свершившуюся торговую революцию наши эконо­мисты и управленцы оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, но ее результаты использовали дру­гие развитые государства, к сожалению, кроме России.

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в рез­ком и постоянном увеличении объемов продаж. За пос­ледние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз. Во-вторых, в изменении методов организации про­изводства и сбыта товаров. Производство стало бази­роваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. Обязательным условием производства стали маркетинг, анализ спроса. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Была обеспе­чена строгая сбалансированность производства и про­даж. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.

Указанные меры позволили устранить кризисы пере­производства. Рыночная экономика приобрела черты вы­сокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансирован­ности производства и потребления.

Еще один аспект торговой революции — структур­ная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощ­ные посреднические звенья, занимающиеся продвижени­ем товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-рас­пространителей. Сейчас в США существует более 100 ассоциаций — союзов оптовых фирм по сбыту различ­ных товаров. Многие предприятия-изготовители пере­дали функции сбыта своих товаров этим посредничес­ким звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усили­ями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: