Правовое регулирование перевозок грузов в РФ и за её пределами

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, в том числе пассажирами, регулируется транспортным правом.

Конституция Российской Федерации 1993г, Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) – это нормативные правовые акты, в которых регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.

В зависимости от вида транспорта различают железнодорожную, автомобильную, воздушную, морскую и речную (внутреннюю водную) перевозку. Общее правовое регулирование договоров перевозки дано в гл. 40 ГК РФ, детальнее же взаимоотношения между сторонами при перевозке груза определяются в транспортном законодательстве; транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозок грузов.

Согласно ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

 

Основными нормативными актами по регулированию автомобильных перевозок являются «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта».

 

Базовым документом в регулировании железнодорожных перевозок являются Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г. (далее - УЖТ), Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

УЖТ направлен на регулирование отношений между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее -- железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Согласно п. 6 ст. 1 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иной формах собственности. В качестве перевозчика могут выступать не только государственные унитарные предприятия, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю).

В соответствии со ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке), если:

- груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа;

- недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

- перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

- недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа;

- утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;

- грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;

- перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.

 

Регулирование отношений, возникающих в связи с морскими грузовыми перевозками, осуществляется на основе Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. (далее по тексту -- КТМ), а также международных морских обычаев.

Правила, установленные КТМ, распространяются на:

- морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законом;

- суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при перевозках грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

- военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

- некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Статья 115 КТМ предусматривает два вида договоров перевозки:

1) с условием предоставления всего судна или отдельных его помещений (чартер);

2) без такого условия.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме (ст. 117 КТМ). Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Согласно ст. 119 КТМ, отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них. Основным документом, при помощи которого оформляется перевозка грузов в международном судоходстве, является коносамент. Коносамент -- документ, подтверждающий принятие товара для морской (или речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.

 

Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом РФ 1997 г.

Согласно ст. 101 ВК, воздушные перевозки делятся на внутренние и международные воздушные перевозки.

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ.

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств, на территории одного государства, если! предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик, согласно ст. 119 ВК, несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку груза с объявленной цент ностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере его стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза.

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика

 

Документы, регулирующие международные перевозки экспортно-импортных грузов, в дополнение к нормативным документам, регулирующим перевозки грузов по Российской Федерации: Закон РФ «О таможенном тарифе»; Таможенный кодекс РФ; Международная грузовая конвенция (КОТИФ); Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов ЕЭК ООН от 1956 г. (КДПГ); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ от 1961 и 1968 гг.; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г.; Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ); Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС); Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила); Конвенция ООН о международных мультимодальных перевозках грузов (Женевская конвенция от 1980 г.); документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и другие международные соглашения.

 

Организация международных перевозок также регламентируется: базисными условиями поставок товаров; транспортными условиями договора купли-продажи товара; договорами на перевозку грузов; перевозочной документацией. Базисные условия поставок товаров: обязанности продавца и покупателя по доставке товара;

момент перехода риска гибели или повреждения товара с продавца на покупателя; сторона, которая несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца до покупателя.

Специфика правового регулирования состоит в том, что основные вопросы перевозки решаются в международных соглашениях (международных транспортных конвенциях), содержащих унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. При отсутствии международного договора перевозка с пересечением границ не является международной и регулируется национальным законодательством. Договор перевозки – это вторичная внешнеторговая сделка, обслуживающая общую систему товародвижения.

Особенности применимого к договору международной перевозки права заключаются в действии общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, совершения договора, причинения вреда) и их трансформации в специальные (закон дороги отправления; порта назначения; места столкновения судов и т. п.). Автономия воли является генеральной коллизионной привязкой договора международной перевозки как вторичной внешнеторговой сделки. При отсутствии соглашения сторон о праве применяется критерий наиболее тесной связи, который понимается как закон места жительства или основного места деятельности той стороны отношения, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (право страны перевозчика).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: