Генезис коммерческой деятельности. Классическая теория торговли

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«брестский государственный технический университет»

 

 

Кулаков И.А.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

(в схемах, рисунках и таблицах)

 

 

Учебное пособие

 

Брест 2010


УДК 65.622.276

 

Кулаков И.А. Организация и управление коммерческой деятельностью (в схемах, рисунках и таблицах): Учебное пособие. - Брест: БрГТУ, 2010. – 80 с.

 

 

Представлены рисунки, схемы, таблицы, отражающие основное содержание курса «Организация коммерческой деятельности». Пособие позволяет ознакомиться с теоретическими и практическими подходами к организациям современного товарного обращения для предприятий промышленности и торговли. Конспективное изложение материала дает возможность использовать его для изучения отдельных тем и способствует закреплению материала.

Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Коммерция», а также для специалистов и руководителей промышленных предприятий.

 

Илл. 46, табл. 18, библ. 53 назв.

 

Рецензенты:

 

 

ISBN © Учреждение образования "Брестский государственный
 
техническийй университет", 2010

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие рыночных условий хозяйствования, формирование различных организационно-правовых форм функционирования хозяйственных субъектов, повышение их самостоятельности в решении целевых задач обуславливают необходимость построения эффективной структуры организации, освоение новых продуктов и рынков, организации снабжения и сбыта, прогнозирование рыночной конъюнктуры, изучение инфраструктуры рынка.

Назначение данного учебного пособия – ознакомление читателя с современной практикой организации коммерческой деятельности, выявление возможности повышения эффективности коммерческий деятельности, обоснования оптимальности управленческих решений в сфере товарного обращения, улавливания изменений на товарном рынке и адекватного реагирования на них.

Учебное пособие позволит сориентировать студентов на основные формы и методы организации коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, действующих в сфере реализации как товаров производственно-технического назначения, так и товаров народного потребления.

Каждая тема сопровождается рисунками, схемами, таблицами с пояснительным текстом, что позволяет повысить наглядность, доступность и глубину освоения представленного материала и на этой основе более качественно подготовиться к текущей и итоговой аттестации.

Материал изложен в определенной последовательности с учетом межпредметных связей между дисциплинами, входящими в Государственный образовательный стандарт по специальности 080301 «Коммерция»: «Основы коммерческой деятельности», «Коммерческая логистика», «Маркетинг», «Ценообразование и налогообложение».

Практическая направленность работы делает ее необходимой для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Коммерция (торговое дело)», а также специалистов, руководителей предприятий, поскольку может послужить основной для анализа организации и управления коммерческой деятельностью, применяемой на промышленных предприятиях и организациях сферы услуг материального и нематериального характера.

Представленный материал может быть использован в качестве основы для разработки электронного учебника для студентов коммерсантов.

 

 

ГЕНЕЗИС КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТОРГОВЛИ

Коммерческая деятельность (коммерциум) в переводе с латинского языка означает торговля. До 18-19 веков коммерческая деятельность и представляла собой торговлю. В Месопотамии 200 тыс. лет д.н.э. люди начали использовать разделение труда и обмен продукции. Тем самым обуславливается рост их благосостояния. Появляются первые государства. И чем более развита торговля, тем богаче и могущественнее эти цивилизации. Появляются законы регулирующие торговлю и подати. Такие как Законы Хаммурапи и Манту, Римское и Греческое право. Торговля в эти века характеризуется рыночно-ярморочно-базарным. Оптовая торговля появилась 200 тыс. лет до н.э. когда люди начали использовать лодки и верблюдов. Купцы, шедшие 100 лет до н.э. по Великому шелковому пути начали устраивать первые розничные стационарные магазины. Но наибольшего развития торговля достигла во времена Крестовых войн в Европе 12-14 веках. За войсками двигалась армия купцов, которая снабжала их и местное население. В течение короткого времени города восстанавливались и богатели до такой степени, что могли получить Магдебургское право (Брест 1390, за 50лет в Литве 2000 разрешений). В 16 веке в Австрии появляется династия Фуггеров, которая обустраивает прообразы современных супермаркетов по всей Европе. В 19-20веках развивается НТП. Для снабжения производства возникают биржи, снабженческо-сырьевые корпорации, транспортные и страховые организации, банки. Для сбыта продукции система посредников: дилеры, брокеры, дистрибьюторы, комиссионеры и т.д. В настоящее время торгово-промышленные финансовые группы и транснациональные корпорации. Происходит глобализация экономики.

В 19 веке английский экономист Бентам сформировал классическую теорию торговли, которая актуальна и сейчас. Основные положения этой теории следующие:

-экспорт должен превышать импорт;

-торговля должна быть свободного, предпринимательского типа;

-ассортимент должен быть рыночным;

-цены рыночные;

-месторасположение магазина влияет на товарооборот;

-качество товара должно быть соответствующим;

-реклама;

-представление товара;

-скидки;

-услуги;

-кредитование;

-методы и формы торговли необходимо выбирать;

-необходимо рассчитывать торговую площадь и выбирать торговое оборудование.

Таким образом коммерческая деятельность-это деятельность по обеспечению акта купли-продажи.

 

 

 

 


Рис. 1.1. Разделы коммерческой деятельности

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: