Функциональные виды коммерческих организаций

Как было указано выше, функциональный вид организации следует отличать от юридического вида. Необходимость данного различения убедительно аргументировал авторитетный специалист в области «Коммерческого права» Б.И. Пугинский. Для определения функционального вида особое внимание обращается на содержание деятельности юридического лица. С такой точки зрения выделяются торгово-посреднические организации. Они, в свою очередь, подразделяются на виды в зависимости от выполняемых ими на торговом рынке функций, характера совершаемых с товаром операций, основных видов используемых договоров и других оснований.

В группу независимых посредников входят оптовые торговые и посреднические фирмы, приобретающие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, экспортные и импортные фирмы, стокистов, трейдеров и ряд других. Прохождение товаров от изготовителей к потребителям оформляется цепочкой договоров.

При специализации фирм на торговле определенным товаром такие фирмы нередко именуют дилерами по соответствующему товару. При принятии на себя обязанностей перепродажи товаров определенной фирмы по соглашению с ней посредник становится дилером этой фирмы. Дилеры являются юридическими лицами.

Торговые дома представляют собой многофункциональные, многопрофильные организации. Они занимаются не только торговой, но отчасти и производственной деятельностью по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо как корпорация из торговых, складских, производственных и других фирм.

Трейдеры – специализированные посредники, они совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Ими могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Трейдеры специализируются на краткосрочных сделках.

Во внешнеторговом обороте выделяют экспортные и импортные фирмы. Они часто действуют в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.

Дистрибьюторские фирмы выступают реализаторами получаемого по импорту товара на территории своей страны. Они имеют долгосрочные отношения с иностранным поставщиком, создают свою сбытовую сеть занимаются изучением спроса и рекламой, формируют складские запасы товаров и действуют достаточно независимо от экспортеров.

Стокисты – это специализированные посредники, осуществляющие по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера. Товар хранится на консигнационном складе и реализуется по договорам средним и мелким покупателям.

Следующая группа составляется из посреднических организаций, не приобретающих прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю. Они действуют как представители. Разнообразны виды посреднических агентских организаций.

Брокеры – распространенный вид агентов, которые заключают договоры от имени и за счет приниципала. На биржах товары продаются в основном при посредничестве борокеров. Роль брокеров определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения клиентов.

Агенты и собственно торговые агентства – особые субъекты, функции которых состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которого работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообщает фирме-продавцу для заключения договора.

В третью группу включаются специальные участники рынка, являющиеся организаторами товарооборота. Их функционирование – обязательное условие формирование инфраструктуры рынка.

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». В соответствии с легальным определением товарная биржа – это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Закон четко определяет сферу деятельности товарной биржи. Товарные биржи могут существовать в форме хозяйственных обществ или некоммерческих партнерств. Для организации и регулирования биржевой торговли в рамках товарной биржи создаются функциональные подразделения (комитеты, отделы, комиссии и т.п.) Как правило, это такие комитеты, как торговый, экспертный, котировальный, информационный, регистрационный, расчетный и биржевой арбитраж, которые в технологической последовательности обеспечивают работу биржи. Участниками биржевой торговли, наряду с членами биржи, являются посетители биржи. Биржевые сделки заключаются участниками биржевой торговли в большинстве случаев через биржевых посредников (брокеров, дилеров). Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. По юридической природе биржевая сделка является договором на реализацию товаров.

Оптовые ярмарки традиционно популярны в России. Однако серьезная нормативная база для их деятельности не сформирована. Несомненным достоинством оптовых ярмарок является возможность заключения на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, налаживание встречных продаж, одновременное решение вопросов сбыта и снабжения. Здесь функционируют как прямые договорные связи, так отношения с участием посредников. Элементом рыночной структуры являются также оптовые рынки.

Таким образом, анализ функциональных видов организаций на примере участников торгового оборота позволяет определить организационное и имущественное своеобразие лиц, обусловленное характером их участия в коммерческой деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: