Понятие и источники коммерческого права

ВВЕДЕНИЕ

 

Новые экономические условия хозяйствования в нашей стране настоятельно требуют детальной правовой регламентации всех сторон хозяйственной деятельности. В настоящее время невозможно недооценить значение правовой подготовки для студентов любой специальности. Особенно следует отметить необходимость получения серьезных знаний в области правового регулирования предпринимательской деятельности для будущих экономистов-менеджеров. Во всем мире идет процесс сближения двух специальностей: экономиста и юриста-цивилиста. Поэтому сегодня на первый план выходит задача не только познакомить студентов экономических специальностей с основами правовых знаний, важнейшими документами, регламентирующими хозяйственную деятельность, но и научить студента ориентироваться во всей системе гражданского и коммерческого законодательства, выделять юридические аспекты в экономических категориях, анализировать конкретный нормативно-правовой акт.

Предметом изучения учебной дисциплины «Коммерческое право» является правовое регулирование предпринимательской деятельности в целом, и в частности, торговой деятельности. Цель изучения курса - на основе теоретического анализа законодательства и материалов судебной практики рассмотреть закономерности и тенденции развития коммерческого права как важного регулятора предпринимательских правоотношений.


ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

 

Все экономические отношения в широком смысле регулируются гражданским правом как фундаментальной отраслью права. Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

Важно разобраться также в соотношении понятий предпринимательского и коммерческого права. В широком смысле понятие коммерческого права трактуется многими учеными как совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности. При таком подходе понятия предпринимательского и коммерческого права совпадают.[1] В то же время целесообразно в некоторых случаях различать предпринимательское и коммерческое право. В этом случае имеется в виду понятие коммерческого права в узком смысле как отрасли, регулирующей торговую деятельность.[2] Следует подчеркнуть, что предпринимательские правоотношения возникают только между предпринимателями или с их обязательным участием, причем эти отношения строятся в первую очередь на основе юридического равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В то же время для правового регулирования предпринимательских отношений имеют большое значение нормы административного, финансового, трудового и других отраслей права. Поэтому для подготовки экономистов актуален разбор комплексного регулирования той или иной отрасли хозяйства нормами разных отраслей права.

Наиболее важными источниками коммерческого права являются нормативно-правовые акты, которые можно классифицировать по их юридической силе. Верхнюю ступень в этой иерархии занимают законы, прежде всего Конституция Российской Федерации (РФ), конституционные федеральные законы. Особое место с точки зрения практической значимости занимают текущие федеральные законы, в которых отражены особенности правового регулирования предпринимательства, и кодифицированный нормативный правовой акт - Гражданский кодекс РФ. Среди подзаконных актов следует отметить Указы Президента РФ, постановления Правительства, нормативные акты Министерств и ведомств. Нормативные акты министерств и ведомств нуждаются в государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Одновременно с классификацией нормативных актов по их юридической силе проводится и их разделение по масштабу действия на акты централизованного регулирования, к которым относятся вышеперечисленные акты, и акты локального регулирования, которые закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, принимаются на предприятии и обязательны к исполнению на данном предприятии (например, устав).

Формами регулирования предпринимательских отношений являются также нормы международного права.

Своеобразным источником коммерческого права являются обычаи делового оборота (ст.5 Гражданского кодекса РФ ГК РФ). При наличии пробела в праве средством разрешения конкретных дел может служить аналогия права и аналогия закона (ст.6 ГК РФ).

Несмотря на то, что руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, даваемые Высшим арбитражным судом РФ и Верховным судом РФ, не являются в строгом смысле источником коммерческого права, эти разъяснения являются обязательными для всей системы судов.

В современное время мало кто уповает на полную саморегуляцию экономических отношений, поскольку необходимость определенного государственного воздействия на экономику доказана временем. Причем данное воздействие должно осуществляться в первую очередь правовыми, а не административно-командными методами. Методы правового регулирования связаны с предметом регулирования – соответствующими общественными отношениями, а экономические отношения прежде всего выступают как отношения между собственниками.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (централизованный, авторитарный) метод и диспозитивный (децентрализованный, автономный) метод. Если первый метод устанавливает отношения субординации, предписывает участникам этих отношений определенные правила поведения, отступления от которых наказуемы государством, то при диспозитивном методе отношения между участниками строятся на началах юридического равенства сторон, а стороны имеют право самостоятельно определять свои права и обязанности в достаточно широких рамках, установленных государством.

Методы складываются в результате сочетания тех или иных способов правового регулирования. Способы определяются характером сформулированного в норме права правила поведения. Традиционно выделяются три основных способа: управомочивание как предоставление субъекту определенных прав, обязывание как предписание совершить определенные действия и запрет как возложение обязанности не совершать определенных действий.

Правовая норма в широком смысле этого слова представляет собой общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер. Для отечественной юридической науки достаточно характерно понимание правовой нормы как государственно-организованной нормы, поскольку такие правила поведения установлены или санкционированы государством. Правовые нормы представляют собой сложную систему и могут быть классифицированы по различным основаниям. Интересной представляется классификация, основанная на методе правового регулирования или, иными словами, на степени обязательности правовых норм, позволяющая выделить диспозитивные и императивные нормы. Диспозитивные нормы действуют, если стороны в своем договоре не определили другие правила. Императивные же нормы исключают возможность замены или изменения содержащихся в них предписаний, исходящих от государства. Большинство норм гражданского и коммерческого права носит диспозитивный характер, поэтому применение этих норм во многом зависит от воли самих участников имущественных отношений. Диспозитивные нормы позволяют с учетом интересов и специфики деятельности данного предприятия по сути изменить закон, не нарушая его.

Изучение системы источников коммерческого права позволяет определить, какое их сочетание в наибольшей степени обеспечивает дозволительный режим правового регулирования. Он выражается в активном использовании диспозитивного метода правового регулирования. Сочетая диспозитивный и императивный методы, правовой режим предпринимательства позволяет предпринимателю все, кроме запрещенного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: