Договоры по реализации имущества ( поставка, оптовая купля-продажа)

Договорами коммерческого права в узком смысле этого термина признаются те договоры, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Их условно можно назвать реализационными договорами. К числу реализационных относят договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд.

Важнейшей сделкой предпринимательского оборота является купля-продажа. По действующему законодательству договор купли-продажи является генеральным, т.е. его правила применяются к другим договорам, направленным на реализацию имущества, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Этот договор характеризуется как возмездный, двухсторонний, консенсуальный, т.е. для его совершения достаточно достижения соглашения о совершении договора. Условия договора купли-продажи товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Гражданский кодекс регламентирует правила совершения различных видов договоров по реализации товара. Так, при розничной купле-продаже в соответствии со ст. 492 продавец осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, причем товар предназначен для личного, семейного, домашнего использования. В значительной мере отношения между продавцом и покупателем-потребителем урегулированы Законом РФ «О защите прав потребителей».

Важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хозяйственных нужд является особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели.

Договор поставки товаров в действующем законодательстве сконструирован как специальный предпринимательский договор, в котором поставщиком является продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, предметом - производимые или закупаемые им товары, а покупатель приобретает товары для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Договор поставки во многом предназначен для организации крупномасштабных отношений устойчивого характера по обеспечению материальными ресурсами различных потребителей. Для договора поставки важнейшей областью служит обеспечение материальными ресурсами всех видов производственных и иных организаций и учреждений. Такая деятельность традиционно именуется материальным снабжением. Поставка используется для организации связей между отраслями и регионами, а также для отношений производственной кооперации, когда предприятия связаны постоянными или долговременными связями по переработке сырья и материалов, обеспечению комплектующими узлами и деталями. Кооперационные связи головного предприятия и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий всегда или почти всегда регулируются договором поставки.

Этот договор имеет достаточное количество отличительных признаков: существенным условием помимо наименования и количества товара является срок передачи товара, законодательно закреплен порядок урегулирования разногласий при заключении договора (ст. 507 ГК РФ), в особом порядке исчисляются убытки при расторжении договора (ст. 524 ГК), допускается в случаях, определенных законом, односторонний отказ от исполнения договора поставки (ст. 523 ГК РФ).

В Гражданском кодексе отсутствует в качестве самостоятельного вида договор оптовой купли-продажи, поэтому предприниматели часто оформляют отношения договором поставки. Однако некоторые видовые различия договоров поставки и оптовой купли-продажи имеются.

Хотя общей сферой применения обоих договоров является товарное обращение, основным его сектором является оптовая торговля. Оптовую торговлю можно понимать как деятельность по перемещению товара на основе возмездных сделок от изготовителей к организациям розничной торговли.

Участниками оптовой торговли выступают прежде всего производители товара. Другие важные ее участники – оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по продвижению товара. Конечными звеньями выступают организации розничной торговли или индивидуальные предприниматели. Отличительными признаками договора оптовой купли-продажи являются: определенная сфера применения – оптовая торговля, специальный субъектный состав.

Предметом договора оптовой купли-продажи являются вещи, которые предлагаются к продаже в розничной торговой сети. В такой сети гражданину-покупателю противостоит специальный субъект - торговый предприниматель, коммерсант, то есть лицо, по роду своих занятий обладающее специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки. Поэтом условия договора оптовой купли-продажи должны корреспондироваться с условиями розничного договора. Например, в первом из названных договоров могут быть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика) обеспечить наличие на каждом изделии необходимой маркировки, предоставить сертификаты качества. В таком договоре может быть определена организация, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий.

Правила розничной торговли налагают свои требования на предмет продажи, например, необходимость расфасовки товара в количествах, приемлемых для покупателей, применение упаковки, удобной для пользования и хранения. Операции упаковки и расфасовки зачастую экономичнее осуществлять в производственных условиях, поэтому это следует предусмотреть в договорах оптовой купли-продажи.

Таким образом, на сегодняшний день нормы о договоре поставки носят сборный характер, сочетая правила, предназначенные для регулирования материального снабжения и оптовой торговли.

При поставке товаров для государственных нужд Правительство РФ, республиканские, краевые и областные органы управления определяют государственных заказчиков, на которых возлагается осуществление закупок необходимой продукции в целях обеспечения федеральных целевых программ развития РФ, экспортных поставок продукции для выполнения экономических и валютно-кредитных обязательств, создания и поддержания государственных материальных резервов, поддержания необходимого уровня обороноспособности страны. Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться, как правило, либо на основании государственного контракта (ст. 527 ГК РФ), либо на основании договора поставки товаров для государственных нужд (ст. 529 ГК РФ).

В соответствии со ст.525-534 ГК установлен общий порядок, по которому Правительство определяет организации-заказчики. В регионах аналогичную функцию выполняют иные исполнительные органы власти. На заказчиков возложен подбор поставщиков соответствующих ресурсов.

В действующем законодательстве предусмотрен конкурсный порядок отбора поставщиков. Принятие поставщиком заказа на поставку в основном носит добровольный характер. Очевидно, что обязаны принять государственный заказ казенные предприятия.

После размещения заказа организация-заказчик разрабатывает проект государственного контракта и направляет его поставщику. Поставщик подписывает его, таким образом возникают взаимные обязательства. Эта схема применяется, когда заказчиком выступает организация, сама использующая товар, например, унитарное или казенное предприятие.

В случае, когда товар закупается для других лиц, ГК предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, количества и ассортимента товаров для них.

Товар при этом отгружается получателям, а его стоимость оплачивается заказчиком, получившим соответствующие средства из бюджета.

В то же время ст. 529 ГК РФ предусматривает более сложную структуру связей: в заключенном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определенному заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. При этом поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд. Здесь действует следующая схема: первое обязательство оформляется контрактом между заказчиком и поставщиком. Второе обязательство возникает при выдаче заказчиком на основе контракта извещения и заключения договора между покупателем и поставщиком. Возникает два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик. При помощи такой схемы осуществляется ресурсное обеспечение соответствующих государственных программ. Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей и сохраняет за собой контроль за реальной поставкой товаров, а также выступает обязанной стороной по оплате их стоимости.

Имеются и более сложные структуры связей, когда контракт и основанный на нем договор на поставку заключают одни организации, а отгрузка товаров производится в адрес третьих лиц, не участвующих в договорных отношениях и лишь фактически использующих товар в хозяйственных целях. В этих случаях уже не заказчик, а покупатель по договору поставки для государственных нужд выдает поставщику отгрузочную разнарядку. В ней указываются наименования и адреса получателей, количество товара, ассортимент и сроки поставки каждому из них. Обязанность оплаты лежит на покупателе по договору.

К группе договоров на реализацию имущества относятся также договор контрактации, который по сути является договором поставки сельскохозяйственной продукции, договор энергоснабжения, договоры купли-продажи недвижимости и предприятия в целом как имущественного комплекса, договор мены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: