Безусловно, ускорение социального процесса, появление новых социальных практик требуют новых понятий, с помощью которых социальные теоретики пытаются описать новые, ранее не существовавшие социальные институты и отношения. В процессе критической коммуникации философов и представителей социально-гуманитарных дисциплин вырабатываются новые понятия, новый язык философского знания, более адекватно описывающий новые процессы, происходящие в обществе, нежели системы понятий предшествующих философских концепций. Исторически меняющиеся системы представлений и понятий об универсуме и социальном мире человека можно обозначить понятием «парадигма социального знания».
Как известно, само понятие «парадигма» было введено в философский лексикон в начале 60-х годов прошлого века выдающимся историком науки и философом Т. Куном. Под парадигмой научного познания Кун понимал систему понятий, описывающих научную картину мира и определенную методологию научного исследования; принятую модель или образец.
Томас Бранте считает, что если нет исследовательской традиции, то нельзя и говорить о парадигме.