double arrow

Почему вера в человечество является кульминацией рациональной веры? Каково содержание веры в человечество?

Вера в других достигает своей кульминации в вере в человечество. В западном мире эта вера была выражена в религиозных терминах в иудео-христианской религии, а в светском языке она находит свое выражение в гуманистических политических и социальных идеях последних полуто­раста лет. Как и вера в ребенка, эта вера основана на идее, что возможно­сти человека позволят ему при надлежащих условиях построить соци­альный порядок, управляемый принципами равенства, справедливости и любви.<...> Но как и всякая рациональная вера, эта вера также являет­ся не благим пожеланием, а основывается на свидетельствах прошлых достижений человеческого рода и на внутреннем опыте каждого инди­вида, на его собственном опыте разума и любви. В то время как ирраци­ональная вера основывается на подчинении силе, которая воспринима­ется как неодолимая, всезнающая и всемогущая, и в отречении от соб­ственной силы и могущества, рациональная вера основывается на про­тивоположном опыте. <...> Основа рациональной веры - созидательность; жить своей верой это значит жить созидательно. Из этого следует, что вера в силу и использование силы являются оборотной стороной веры. Все религии и политические системы, первоначально стро­ившиеся на рациональной вере, стали разлагаться и наконец утратили свою былую мощь, когда обратились к силе или вступили в союз с ней. Человечество никогда не существовало и не может существовать без веры в нечто высшее, превышающее человека. Придавая решающее зна­чение вере в процессе познания, С. Н. Трубецкой пишет: Человека нередко определяли как животное двуногое, животное разумное и словесное, животное политичес­кое. Можно также определить его как животное верующее. Человек верит в определенный смысл мира и смысл существования, в безуслов­ную цель, идеал своего существа. И когда такая вера у него отнимается, существование представляется ему бессмысленным, бесцельным, слу­чайным и лишним.

Трубецкой С. Н. Противоречия нашей культуры// Трубецкой С. Н. Собр. соч.:В2т. М., 1991. Т. 1. С. 381.

Утрата веры, с этой точки зрения, порождает общественный недуг, ведет к культурному кризису, ибо если нет абсолютной ценности, к ко­торой устремлена вера, то нечего воплощать, невозможно самое поня­тие культуры. Только потеряв, люди осознали ее связывающий, цемен­тирующий смысл. Вера нужна для скрепления разума, чувств и воли. И наоборот, для обретения веры все силы в человеке должны устремляться друг к другу. Важным компонентом формирования личности является

синтез разума и веры. Вера — это результат не только разума и чувства, но прежде всего воли, направленной на всего человека как целостность. Поэтому и сегодня актуально звучат слова Эриха Фромма: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, ма­шины, успех, — или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности» (Фромм Э. Искусство любить. М., 2001).

 

М.К. Петров // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 747-748.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: