Основной чертой рационалистической естественно-правовой парадигмы, выработанной Просвещением, является противопоставление должного и разумного тому в социальной реальности, что сложилось вне контроля разума. Но поскольку эти самоочевидные аксиомы носят неизменный и вечный характер, подобно аксиомам евклидовой геометрии (или законам ньютонианской картины мира, на которой базировалась философская мысль французского Просвещения), то и просветительский разум в области социальной теории носит метафизический внеисторичес-кий характер.
Методологические принципы социального познания, выработанные просветительской мыслью, обосновывают концепции естественных прав человека- Эти концепции исходят из того, что человеческий индивид, как разумное существо, обладает природными неотъемлемыми от его разумной природы «естественными» правами. Эти права человека универсальны и предшествуют образованию всякого государства (общества).
Человеческий индивид, согласно социальной философии Просвещения, от природы наделен разумом, поэтому законы государства (общества) должны носить характер естественных и в то же время рациональных принципов. Отсюда вытекает такой постулат естественно-правовой парадигмы, как дедуктивно-аксиоматический метод обоснования социально-политической теории.
|
|
Несмотря на разные интерпретации тех или иных положений концепции естественного права французскими просветителями, в целом,естественно-правовая парадигма социального знания стала доминирующей в социально-политической мысли Франции к концу XVIII в. Фундаментальным принципом данной парадигмы является приоритет индивида перед обществом, как природного существа перед искусственно созданным человеческим образованием.
Эпохой Просвещения была создана классическая договорная теория происхождения государства как надклассового образования, созданного в результате объединения воли, договора независимых индивидов, и определение его роли как «ночного сторожа», нейтральной силы, функция которой - защита естественных прав человека.