В XVIII в. представители европейского Просвещения развили антиметафизическую направленность экспериментально-математической методологии естествознания, которую заложили в своих работах И. Ньютон и Д- Локк и тем самым создали идейный фундамент второй глобальной научной Революции конца ХУШ-первой половины XIX в.
Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Тюрго, Дидро и ряд других представителей французского Просвещения популяризируют, углубляют и развивают методологические и социально-политические концепции философии Д. Локка. Они выковывают оружие критики социальных отношений старого порядка.
Уже на раннем этапе развития идей Локка во французском Просвещении XVIII в. постепенно ликвидируются последние остатки теологических представлений, еще присущих социально-политическому учению Д. Локка. Кроме того, исследования французских просветителей (Ф.-М. Вольтер, Ш. Монтескье, А.Р.Ж. Тюрго) в тех сферах гуманитарного знания и социальной жизни (история культуры, сравнительное правоведение, экономика), которые не входили в область изучения теоретиков естественного права и этики, приводили их к сомнению в истинности основополагающих постулатов естественно-правовой теории.
Наиболее полное развитие материалистических тенденций, заложенных в философии Локка, приводит французских материалистов XVIII в. (Д. Дидро, П. Гольбаха, К.А. Гельвеция) к постепенному осознанию того факта, что общество управляется не какими-то внесоциальными законами природы, а борьбой интересов различных социальных групп и классов.
Однако наиболее радикальные изменения в естественно-правовую теорию XVII—XVIII вв. вносит Ж.-Ж. Руссо.
Именно диалектико-исторический подход к социальным явлениям позволил Руссо наиболее ярко и убедительно показать противоречивый характер нарождающегося буржуазного общества. Но, правильно указывая на пороки буржуазной цивилизации, где развитие производительных сил общества ведет не к освобождению, а к порабощению человека, Руссо защищал интересы тех социальных групп, которые в развитии культуры и производительных сил видели угрозу своему существованию. Он звал назад к патриархальному идеалу натурального хозяйства, в рамках которого все достижения человеческого разума носили бы ограниченный характер.
Наконец, поскольку критерий истинности дедуктивно-аксиоматической методологии естественно-правовой теории общества допускал субъективизм в определении основных постулатов, из которых выводилось все содержание социально-политической концепции, то эта методология была использована французскими социалистами-утопистами XVIII в. Мабли и Морелли для критики частнособственнических социальных отношений.
Однако, несмотря на разные интерпретации тех или иных положений концепции естественного права французскими просветителями, в целом естественно-правовая парадигма социального знания стала доминирующей в социально-политической мысли Франции к концу XVIII в. Фундаментальным принципом данной парадигмы является приоритет индивида перед обществом, как природного существа перед искусственно созданным человеческим образованием.
(см. текст Степина в теме 3.5 на с. 293)