Революция во Франции, начавшись как революция политическая, свершившаяся под лозунгами политическими (ликвидация неограниченной монархии и сословного слоя) все более радикализуется при вступлении в революцию широких народных масс и выходит на новый уровень, ставит новые проблемы-проблемы социальной революции и классовой борьбы. Эволюция концепции революции у ее лидеров идет в направлении от рационалистической естественно-правовой парадигмы - с представлением о революции как о политическом перевороте (фельяны, жирондисты) к характерному для культуро-исторической парадигмы пониманию революции как переворота социального, как итога классовой борьбы (Бабёф).
Таким образом, те противоречия естественно-правовой парадигмы социального знания, которые еще смутно осознавались французскими просителями XVIII в., стали в результате Великой французской революции Невидными не только для социальных теоретиков, но и для широких слоев общества.
Если французское Просвещение подвергло идейной критике легитимность социальных институтов старого порядка, то революция явилась их отрицанием в действительности. Однако Великая французская революция была лишь кульминационным пунктом революционного развития, которое захватило не только страны Западной Европы, но и те регионы земного шара (Латинская и Северная Америка), которые находились под социально-политическим контролем и идейным влиянием Западной Европы.
|
|
Социальный кризис небывалых масштабов в виде революции, как вспышка молнии, высветил глубочайший методологический кризис всей социальной мысли эпохи Просвещения. Во-первых, сама социальная концепция Просвещения базировалась на идее о мирном характере возможных социальных изменений. Просветители считали, что, изменив взгляды людей на общество (просвещая истинными идеями об устройстве государства и правах человека), можно изменить и их реальное поведение, а тем самым и социальную действительность. Но очень скоро выяснилось, что сословные и классовые интересы могут идти вразрез с непререкаемыми истинами разума. Поэтому революционеры убеждают своих оппонентов не математически доказанными концепциями социального и государственного устройства, а с помощью гильотины.
Во-вторых, в процессе революционных изменений стало очевидным, что в своем воплощении в действительность идеалы просветительской мысли порождают глубокие социальные противоречия, обнаруживая тем самым собственную противоречивость. Так, последовательное воплощение в жизнь политической свободы при ограниченности социально-производственных ресурсов приводит к прогрессирующему социальному неравенству. А попытка в какой-то мере обеспечить равенство всех членов общества ведет к отрицанию свободы. Космополитические притязания просветительского разума превращаются в национализм и военные захваты «непросвещенных» стран, а всеобщее братство достигается только с помощью гильотины.
|
|
В-третьих, в ходе революции для самих революционеров стало очевидным, что просветительский разум, якобы воплощающий в себе надклассовый идеал социальной гармонии, является лишь идеологическим выражением и оправданием определенных классовых интересов.
Выяснилось, что социально-политическая мысль западноевропейского Просвещения, в которой главную роль играли понятия естественно-правовой теории общества, не была строго обоснована. Поэтому эти понятия могли стать удобным оружием в руках любой партии и социальной группы, которые выдавали за «голос» Природы и Разума свои собственные интересы. (= 3.6 №3)