Каждая из миллиардов разнообразных перемен, которые составляют в целом глобальную революцию, должна быть всесторонне рассмотрена, понята, соотнесена с другими явлениями и, в результате, поддержана или отклонена. Для сложного переплетения разнородных проблем не может существовать простого решения или пакета решений. Поэтому мы предлагаем оригинальную идею решения мировой проблематики, новый подход, который требует одновременного и всестороннего воздействия на все проблемы на всех уровнях, а также предполагает попытки оценить влияние возможных решений отдельных элементов проблематики на все остальные элементы или, по крайней мере, на большинство из них. Для такого подхода не существует всесторонне разработанной методологии, он противоречит традиционным методам планирования, а существующие государственные и прочие структуры управления совершенно к нему не подготовлены. Однако у нас нет альтернативы. Попытки разрешить глобальные проблемы одну за другой и на уровне отдельных государств могут лишь ухудшить положение. Поэтому перед нами стоит задача решительно взяться за тысячу дел одновременно.
Философия второй половины XX в. и идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания
(Вопрос № 18 канд. экз.)
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 398–414.
В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?
Философия ХХ века представляет собой рефлексию над сдвигами, которые происходили в социально-экономической, политической, духовной сферах жизни общества. Характеризуется некоторой парадоксальностью. Парадоксальность развития основных направлений неклассической философии в XX в. объясняется тем обстоятельством, что в процессе осмысления углубляющегося в этом столетии кризиса техногенной цивилизации в философской мысли шел процесс переосмысления и критики тех принципов культуро-исторической парадигмы социального знания, которые были заложены именно неклассической философией еще во второй половине XIX в.
В процессе этого переосмысления и критики постепенно начали формироваться основные принципы новой эколого-футурологической парадигмы социального знания.