Каковы основные подходы к изучению истории в современной исторической и философской литературе?

Несмотря на все многообразие концепций исторического развития общества, в философской мысли XX в. можно выделить два направления: технологический детерминизм и цивилизационный подход, которые, на наш взгляд, доминируют в современной философии истории.

Технологический детерминизм является своеобразным ответом на все увеличивающуюся роль науки в жизни современного общества. Наука превратилась в конце XX в. в главную произ­водительную силу общества. Сокращение временных расстояний между фундаментальными научными открытиями, созданием, на их основе новых технологий и внедрением, этих технологий в промышленное производство радикально изменяет все сферы жизни общества. Именно поэтому пред­ставители технологического детерминизма видят решение всех проблем современного общества в дальнейшем и ускоренном развитии науки и новых технологий.

Второе направление философии истории XX в., цивилизованный подход, появилось как альтернатива оптимистическим прогнозам технологического Детерминизма и явилось ответом на вызовы, которые преподнес человечеству XX век. Уже первая мировая война показала, что новые технологии могут быть применены не только во благо, но и во зло человеческому сообществу. Вторая мировая война выявила то обстоятельство, что прогресс в области науки и новые технологии отнюдь не идут рука об руку с прогрессом в области морали и духовной жизни общества. Самая передовая в области образования и научных исследований страна Европы, Германия, совершила такие зверства, которые не пришли бы в голову самому свирепому завоевателю прошлых эпох. Наконец, изобретение ядерного оружия, холодная война, когда человечество было поставлено перед бездной самоуничтожения окончательно подорвали веру в прогрессивное развитие человечества.

Одной из главных особеннос­тей цивилизационного подхода к изучению истории общества является идея циклического развития цивилизаций как исторических социокультурных образований человеческого сообщества. В основу развития цивилизаций представители цивилизационного подхода обычно кладут явления духовной культуры.

Если концепции технологического детерминизма являются в извест­ной степени идеологиями космополитического либерализма и тех кругов Запада, которые заинтересованы в глобализации мировой экономики, то концепции цивилизационного подхода выражают интересы консерваторов, опасающихся того, что в процессе глобализации Запад утратит свои позиции на мировой арене.

В чем заключаются недостатки и противоречия «технологического детерминизма» и цивилизационного подхода к изучению истории?

Общим недостатком и философии истории догматизированного марксиз­ма, и так называемых старых левых, и современных концепций технологичес­кого детерминизма, и цивилизационного анализа развития общества является их представление об истории как о неком запрограммированном процессе: рассматривается ли этот процесс как линейный прогресс общества или как циклический процесс рождения, расцвета и упадка великих цивилизаций. Однако в начале XX в. уже существовала иная трактовка философии истории марксизма, которую представляет один из родоначальников так называемого западного марксизма Г. Лукач.

 

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса в современной философии

(Вопрос № 55 канд. экз.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: