Почему концепция техники тесно взаимосвязана с интерпретаций понятия природы?

Как видно из приведенного текста, в классическом марксизме взаимосвязь общества и природы рассматривается как исторический процесс. При этом развитие общества определяется ростом контроля человека над силами природы. В марксистской концепции исторического прогресса его движущей силой является развитие производительных сил общества. В структуре же самих производительных сил важную роль играет техника. Техника рассматривается как способ контроля общества над силами природы и превращения этих сил в производительные силы самого общества. Эта концепция техники, впервые выдвинутая К. Марксом и Ф. Энгельсом, была подхвачена и развита философами XX в.

Как в современной философии трактуется понятие техники?

Итак, техника является способом контроля общества над силами природы, превращения их в производительные силы самого общества. Но прежде чем контролировать и превращать силы окружающей природной среды в производительны силы с помощью орудийной техники человек должен научиться контролировать и подчинять социальным нормам и правилам природу в себе самом - биологическую и психическую энергию своего собственного организма.

В противном случае, как уже отмечалось в разделе, посвященном социо-антропогенезу, даже примитивные орудия первобытного охотника могут стать оружием самоуничтожения. Био- и психотехника, с помощью которых биологическая и психическая энергии, данные человеческому организму природой, превращаются в социальную силу, должны предшествовать или, по крайней мере, сопровождать развитие орудийной техники. С их помощью зоологические инстинкты человеческого индивида подчиняются целям и задачам социального в виде надбиологических норм человеческой культуры.

М. Хайдеггер вскрывает дуализм современного технического прогресса. С одной стороны, этот технический прогресс свидетельствует о творческом потенциале человека. Поэтому техническое творчество сродни творчеству человека в области искусства. С этой точки зрения, техника является про-из-ведением человека, как и произведение искусства. Но, с другой - безудержное развитие техники превращает и окружающую природу, и самого человека в по-став: в средство и материал технической переработки, когда человек и природа теряют свои человеческие и природные качества и превращаются в нечто чуждое и враждебное самим себе.

В современной социологической литературе все же преобладают технократические утопии, согласно которым развитие техники, порождая определенные социальные проблемы, одновременно и разрешает эти проблемы.

 

Х. Бек // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 563-566.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: