СП. Капица (доктор физико-математических наук, профессор, вице-президент РАЕН)

...Человечество находится в смятении. Мне хотелось бы понять, по­чему это происходит. Тогда, может быть, можно было бы ответить нате вопросы, которые были так остро поставлены Моисеевым.

Самое главное то, что мы переживаем переходный период — очень жесткий, очень стремительный. Этот период, с моей точки зрения, сравним с самим появлением разумного человека, которое произошло более миллиона лет назад, когда человек впервые овладел речью, огнем и вышел из животного племени. С тех пор в течение полутора миллионов лет человек развивался экстенсивно. Больше людей, больше вещей, больше детей, больше денег, больше оружия, больше пушек, больше всего, что только можно придумать.

Кстати, американцы с большим трудом выходят из этого положения. Их мышление крайне прагматично, оно ограничено коротким горизон­том видения, сам способ финансирования американской науки такой, что они никогда не поощряют такого рода глобальные исследования. Зачем нам это знать, поскольку это не влияет на то, что сейчас проис­ходит? - рассуждают они. Но, в конечном счете, они не могут ответить на вопросы, зачем нам вообще жить и куда идет караван человечества. Во все времена, во всех обществах люди должны были отвечать на этот вопрос, и Никита Николаевич дает свой ответ.

Л.А. Микешина (доктор философских наук, профессор, зав. кафед­рой философии МПГУ, председатель научно-методического совета по Философии Минобразования).

Сегодня мы вновь на таком этапе, утверждает академик Моисеев, когда дальнейшее движение и сохранение человечества требует не только Нового Просвещения, но и коренного поворота - принятия новой Явственности, нравственного императива — «то, что было допустимо в Р°Шлом, уже недопустимо сегодня». Это должна быть сформулировано наукой новая система запретов и регламентации, гарантирующих существование и развитие общества и Природы. Императив нравственный тесно увязывается академиком с императивом экологическим — значение этой идеи невозможно переоценить. Так ставится кантовская проблема практического сознания в книге Моисеева.

А.П. Огурцов (доктор философских наук, профессор, член редколле­гии журнала «Вопросы философии»).

То, что человечество вступило в весьма длительный период экологического кризиса, всем очевидно. Действительно, человечество стало геологообразующей, планетарной силой. Антропогенная нагрузка на биосферу превышает возможности восстановления ресурсов самой биосферы, возможности ее саморегуляции. Происходит деградация биосферы. Обычно истоки этого экологического кризиса усматривают в техногенной цивилизации, в самом факте ее существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: