На Малой Октябрьской железной дороге для вождения поездов применяются тепловозы серии ТУ2. Это магистральные локомотивы для железных дорог узкой колеи 750 мм. Тепловозы серии ТУ2, изготавливались Калужским машиностроительным заводом с 1956 по 1959 год. Всего был построен 281локомотив. ТУ2 – грузопассажирский, односекционный, двухкабинный тепловоз с электрической передачей.
В связи с освоением целинных земель, увеличением грузопотока, протяженности узкоколейных дорог, приказом МПС от 7-го февраля 1955 года Калужскому машиностроительному заводу было поручено изготовить опытный образец локомотива, который должен был заменить работающие на узкоколейных путях паровозы. Менее, чем за год были спроектированы и построены два локомотива, которые получили обозначение ТУ1. Испытания, проведенные на Шатурском испытательном полигоне, показали полную непригодность локомотива к серийному выпуску. Из-за технических просчетов оказалось, что тепловоз не способен водить груженые поезда. После устранения выявленных недостатков начался серийный выпуск тепловоза под обозначением ТУ2.
|
|
Так как времени на разработку локомотива было недостаточно, поэтому конструкция локомотива имела множество недостатков, которые выявлялись на испытаниях. Испытания проходили на опытном кольце ЦНИИ МПС в Шатуре и в Прибалтике на участке около г. Пярну. На испытаниях тепловоз ТУ2-140 развил скорость 76 км/ч. Но из-за конструкции тележек, максимальную скорость ограничили до 50 км/час. На скорости более 50 км/час начиналась раскачка кузова, ощущались резкие боковые удары из-за большой неподрессоренной массы экипажной части. Производительности компрессора явно не хватало при работе с длинными поездами. Приходилось повышать обороты дизеля, вплоть до максимальных оборотов, чтобы накачать воздух в состав до необходимого давления. Но по силе тяги локомотив оказался самым мощным из всех имевшихся узкоколейных локомотивов.
Впоследствии узкоколейные железные дороги сокращали, перешивали на широкую колею, и необходимость в узкоколейных локомотивах отпадала. Тепловозы ТУ2 начали передавать на узкоколейные железные дороги промышленных предприятий. Но большой вес локомотивов требовал и соответствующего состояния пути. В то же время технология работы не позволяла на промышленных предприятиях содержать такие пути. Поэтому тепловозы ТУ2 стали передаваться на детские железные дороги. В настоящее время тепловозы этой серии находятся в эксплуатации, в основном, на детских железных дорогах и нескольких промышленных предприятиях в Казахстане и Украине.
|
|
Многие поколения железнодорожников начинали свою трудовую деятельность именно с тепловоза ТУ2. Будущие машинисты учились управлять поездом на этих тепловозах. Достоинство этого тепловоза в том, что никакой другой узкоколейный локомотив не похож так по своей конструкции на современный ширококолейный тепловоз, как ТУ2. В отличие от всех последующих серий узкоколейных локомотивов, тепловоз ТУ2 во многом подобен современным тепловозам широкой колеи только меньше размером. И ребята, которые освоили этот тепловоз и став взрослыми, пришли работать в локомотивные депо, на ширококолейные, современные тепловозы, узнают в них все тот же знакомый, маленький ТУ2.
Род службы | Грузовой и пассажирский |
Максимальный К. П. Д. | 26% |
Осевая формула | 2о–2о |
Число ведущих осей | |
Число тележек | |
Конструктивная скорость | 50 км/ч |
Сила тяги при трогании с места | 8500 кг |
Служебный вес | 32000 кг |
Нагрузка от оси на рельс | 8000 кг |
Длина по осям сцепки | 10740 мм |
Ширина | 2450 мм |
Высота от головки рельса | 3470 мм |
Расстояние между пятами тележек | 5000 мм |
Диаметр колеса по кругу катания | 900 мм |
Колея | 750 мм |
наименьшее расстояние от головки рельса до кожуха зубчатой передачи при новом бандаже | 100 мм |
Заправочные емкости, кг: | |
воды | |
топлива | |
масла песка | |
Наименьший радиус проходимых кривых, м | |
Дизель: | |
марка | 1Д12 |
тип | Четырехтактный, V-образный |
число цилиндров | |
частота вращения, об/мин: | |
максимальное | |
номинальное | |
минимально-устойчивое | |
Мощность дизеля | 300 л. с. |
Главный генератор | МПТ-49/25-3 |
Вспомогательный генератор | ПН-28,5 |
Возбудитель | ПН-28,5 |
Тяговый электродвигатель | ДК-806А |
Вентиляция тяговых электродвигателей | Принудительная |
Аккумуляторная батарея | Кислотная |
напряжение | |
емкость, А·ч | |
Компрессор | Э-400 |
число цилиндров | |
Пневматический локомотивный тормоз | Прямодействующий, краном 4ВК |
Управление тормозами поезда | Краном машиниста усл.№ 394.000-2 |