II. Проверка домашнего задания

III. Словарная работа.

Записать слова к § 20.

Занял, заняло, заняла, заняли, образ, прообраз, этимология, этимологический; употребляется, обозначает, называет, означает; поезжай, поезжайте, предпринят, предприняла.

IV. Сообщение темы урока. Наблюдение на материале § 20.

Учащиеся при помощи учителя формулируют вывод по материалу § 20 и записывают его в тетради.

Вывод. Подчинительные союзы связывают придаточные предложения с главным, при этом они не являются членами предложения (если союз опустить, то предложение превращается в бессоюзное).

Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения (союзные слова опустить нельзя).

V. Закрепление изученного.

Работа (самостоятельная) по рядам:

1-й ряд: упр. 93;

2-й ряд: упр. 94;

3-й ряд: упр. 96.

Учащиеся упражняются в различении подчинительных союзов и союзных слов.

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 20, упр. 97.

 

 

Уроки 23–24 Тема: РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

 

Цели: научить выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока. Работа с опорным материалом § 21.

1. Внимательное чтение материала § 21, с. 62–67.

2. Беседа по вопросам:

а) С какой целью используются указательные слова в сложноподчиненном предложении?

б) Какой частью речи являются указательные слова?

в) На что они указывают?

г) Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы? Приведите примеры, объясните постановку запятой в таких предложениях.

3. Работа с учебником.

Рассмотрите предложения и схемы к ним на с. 64.

4. Составление аналогичных предложений, построение схем к ним и ответ на вопросы:

а) Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?

б) На какие вопросы отвечают указательное слово и придаточное предложение?

в) Какие графические знаки показывают, что синтаксическая роль указательного слова помогает установить основное значение придаточного предложения?

5. Взаимодиктант на основе упр. 104 (согласно заданию).

6. Самостоятельная работа. Записать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Указать, какими частями речи являются выделенные слова. Упр. 105, с. 67.

III. Закрепление изученного.

1. Составление плана рассказа о сложноподчиненном предложении (§ 18–21).

ПЛАН

1) Какое предложение называется сложноподчиненным?

2) Как построено сложноподчиненное предложение?

3) Где может находиться придаточное предложение в сложноподчиненном предложении?

4) Каковы средства связи в сложноподчиненном предложении?

5) Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

6) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2. Творческие задания.

– Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением.

1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук.

2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.

3) Лось почувствовал близость опасности.

4) Несмотря на любовь к животным, мальчик пристрастился к охоте.

– Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами.

1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.

2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города.

IV. Итог урока.

Домашнее задание. § 21, повторить § 18–20, упр. 106. Готовиться к изложению с элементами сочинения.

 

Уроки 25–26 Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

 

Цели: совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану, высказывать свои мысли и чувства, возникшие под впечатлением текста, формулировать собственные умозаключения.

Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: