Вопросы:
1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей Петербурга.)
2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты и после смерти.)
3. Какие детали, слова и словосочетания особенно важно передать, рассказывая о поэте в его последние часы? (Предсмертные грезы поэта связаны с книгами – самыми его любимыми и верными друзьями. Тяжелое состояние поэта передается в словах: «…в забытьи слабо произнес Пушкин…»; «…с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий…»; «Пушкин тает на глазах. Пульс едва уловим. Его снова одолевают боли». «Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
– Кончена жизнь.
…В глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда». «На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну».)
|
|
4. Как описывается тревога и скорбь русских людей, их прощание с любимым поэтом? («…Люди разных сословий двинулись на Мойку…», «…росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая»; «…робкий луч надежды блеснул ранним утром…»; «…люди в скорбном молчании обнажили головы…»
Обращаем внимание на краткие описания зимнего дня: «…хмурый петербургский день…»; «…Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь…»).
VI. Составление плана текста.
Учащиеся работают самостоятельно.
Возможный вариант плана.
ПРОЩАНИЕ С ПУШКИНЫМ
1. Тревожное ожидание.
2. Робкий луч надежды.
3. Предсмертные грезы поэта.
4. Последние минуты и последние слова.
5. Прощание Жуковского с Пушкиным.
6. Скорбная весть.
VII. Повторное чтение текста учителем.
VIII. Дополнительное задание.
– Поведайте о собственных мыслях и чувствах от прочитанного текста.
Учитель дает варианты перехода от изложения к сочинению: «С волнением читаешь этот скорбный рассказ о кончине великого и дорогого нам человека…» или «И кажется, что и ты стоишь в этой толпе…»
IX. Работа учащихся над изложением с элементами сочинения.
Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение на тему: «Что дало мне знакомство с творчеством А. С. Пушкина» или подготовить отрывки из воспоминаний о Пушкине, чтобы прочитать их в классе.
Уроки 27–28 Тема: ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
|
|
Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с изучаемым видом придаточных; формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над материалом § 22 и последующая беседа по его содержанию.
1. Запись примеров и их комментариев.
2. Составление плана § 22.
III. Работа в группах.
1-я группа: упр. 107;
2-я группа: упр. 108;
3-я группа: упр. 110.
IV. Проверка (устная) выполненных упражнений.
Представитель от каждой группы комментирует задание и алгоритм решения.