V. Беседа по вопросам

Вопросы:

1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей Петербурга.)

2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты и после смерти.)

3. Какие детали, слова и словосочетания особенно важно передать, рассказывая о поэте в его последние часы? (Предсмертные грезы поэта связаны с книгами – самыми его любимыми и верными друзьями. Тяжелое состояние поэта передается в словах: «…в забытьи слабо произнес Пушкин…»; «…с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий…»; «Пушкин тает на глазах. Пульс едва уловим. Его снова одолевают боли». «Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

– Кончена жизнь.

…В глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда». «На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну».)

4. Как описывается тревога и скорбь русских людей, их прощание с любимым поэтом? («…Люди разных сословий двинулись на Мойку…», «…росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая»; «…робкий луч надежды блеснул ранним утром…»; «…люди в скорбном молчании обнажили головы…»

Обращаем внимание на краткие описания зимнего дня: «…хмурый петербургский день…»; «…Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь…»).

VI. Составление плана текста.

Учащиеся работают самостоятельно.

Возможный вариант плана.

ПРОЩАНИЕ С ПУШКИНЫМ

1. Тревожное ожидание.

2. Робкий луч надежды.

3. Предсмертные грезы поэта.

4. Последние минуты и последние слова.

5. Прощание Жуковского с Пушкиным.

6. Скорбная весть.

VII. Повторное чтение текста учителем.

VIII. Дополнительное задание.

– Поведайте о собственных мыслях и чувствах от прочитанного текста.

Учитель дает варианты перехода от изложения к сочинению: «С волнением читаешь этот скорбный рассказ о кончине великого и дорогого нам человека…» или «И кажется, что и ты стоишь в этой толпе…»

IX. Работа учащихся над изложением с элементами сочинения.

Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение на тему: «Что дало мне знакомство с творчеством А. С. Пушкина» или подготовить отрывки из воспоминаний о Пушкине, чтобы прочитать их в классе.

Уроки 27–28 Тема: ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

 

Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с изучаемым видом придаточных; формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над материалом § 22 и последующая беседа по его содержанию.

1. Запись примеров и их комментариев.

2. Составление плана § 22.

III. Работа в группах.

1-я группа: упр. 107;

2-я группа: упр. 108;

3-я группа: упр. 110.

IV. Проверка (устная) выполненных упражнений.

Представитель от каждой группы комментирует задание и алгоритм решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: