V. Закрепление изученного материала

1. Объяснительный диктант (работа у доски).

Когда герою дали слово,

Он всему собранию сказал:

«Ничего не сделал я такого,

Лишь свою Отчизну защищал».

Е. Долматовский

2. Выполнение задания.

Записать предложения, расставить знаки препинания, разобрать синтаксически.

1) Профессор спросил Мересьева: «А верно, ты больше двух недель полз из немецкого тыла?» (Б. Полевой.)

2) Справедливейшая надпись есть в горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг». (Ш. Руставели.)

3) И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький.)

3. Работа по вариантам.

Вариант I. Заменить, где возможно, прямую речь косвенной.

1) «Надо достать лодку», – промолвил, наконец, Ермолай.

2) «Лодка сесть, – сказал Сучок глухим и разбитым голосом, – да больно плоха».

3) «Где же вожатый?» – спросил я у Савельича.

4) «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший.

Вариант II. Заменить косвенную речь прямой.

1) Игнатьева сказала Сереже, что она познакомит его с Устинович.

2) Валя набросилась на Сергея и говорила, что стыдно ему так вести себя, что он совсем отрекся от дома.

3) Сергей успокаивал ее и сказал, что домой ему идти некогда, что он и сегодня не придет, а что вот с ней ему поговорить нужно.

4) Сережа начал сразу без обиняков говорить Вале, чтобы она шла в комсомол, что она будет вести агитацию среди девушек, а он возьмется за ребят. (По Н. Островскому.)

4. Самостоятельная работа.

Составить предложения по схемам:

1) А: «П».

2) А: «П?(!)»

3) «П», – а.

4) «П?(!)» – а.

5) «П, – а, – п».

6) «П, – а. – П».

7) «П, – а. – П?(!)»

8) «П?(!) – а. – П».

9) «П?(!) – а. – П?(!)»

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

Записать предложения, определить способ передачи чужой речи.

Охарактеризовать предложения.

1) Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы – поздно, к обеду не поспеет. (И. Гончаров.)

2) Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. (М. Лермонтов.)

 

Урок 64 Тема: ЦИТАТЫ. СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ. ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ЦИТИРОВАНИИ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

 

Цели: объяснить учащимся, что такое цитата; охарактеризовать основные способы цитирования.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Анализ предложений.

2. Актуализация знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке.

1) Объясните, что называется чужой речью.

2) Что такое прямая речь? Приведите примеры.

3) Что такое косвенная речь? Приведите примеры.

4) Что такое несобственно-прямая речь? Приведите примеры.

5) Что такое цитата?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: