Доц. КГТУ Ю.В. Перухин

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

 

 

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ПРОИЗВОДСТВЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ПОЛИМЕРОВ

Методические указания

 

Казань 2006

 

УДК 658.56 Составители:А.Н. Садова

О.Н. Кузнецова

И.Ю. Аверко-Антонович

 

Ф.Р.Мифтахутдинова

 

Контроль и управление качеством в производстве и переработке полимеров: Методические указания / Казан. гос. технол. ун-т; Сост.: А.Н. Садова и др. Казань, 2006.

С.

 

Рассмотрено применение инструментов контроля и управления качеством в производстве и переработке полимеров.

Предназначены для студентов специальностей 240502 и 250501 очной и заочной форм обучения, изучающих дисциплины «Квалиметрия и управление качеством» и «Принципы управления качеством полимерной продукции». Могут быть полезны аспирантам и научным сотрудникам, работающим в области контроля и управления качеством продукции и технологических процессов.

Подготовлены на кафедрах МИД и ТПМ

Печатаются по решению методической комиссии ГСЭ

 

Рецензенты: доц. КГТУ Н.А. Охотина

доц. КГТУ Ю.В. Перухин

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно этот принцип реализуется с помощью метода моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Применение статистических методов – это весьма действенный путь оптимизации технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции.

Основным назначением контроля протекающего процесса является выявление фактов для его корректировки и повышения эффективности.

Основная задача статистического контроля – обеспечение выпуска пригодной к употреблению продукции и оказание полезных услуг с наименьшими затратами. Одной из важных задач является также исключение случайных изменений качества продукции.

Статистические методы контроля качества продукции наиболее эффективны при решении следующих задач:

· повышения качества закупаемого сырья;

· экономии сырья и рабочей силы;

· повышения качества производимой продукции;

· снижения затрат на проведение контроля;

· снижения количества брака;

· улучшения взаимосвязи между производством и потребителем;

· облегчения перехода производства с одного вида продукции на другой.

Статистические методы контроля качества в настоящее время применяются не только в производстве различных видов продукции, но и в планировании, проектировании, маркетинге, материально-техническом снабжении и т.д.

Многие из современных статистических методов довольно сложны для восприятия, а тем более для применения. Поэтому из всего множества методов в данном пособии рассматриваются только семь методов (инструментов), которые сначала широко применялись в кружках качества в Японии, а затем и в других странах благодаря своей эффективности и доступности для рядовых работников предприятия. Их можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки. К семи инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы: контрольный листок, контрольная карта, гистограмма, диаграмма разброса, диаграмма Парето, стратификация (расслоение), диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) (рис. 1).

 

  Контроль-ный листок
Контрольная

карта

  Диаграмма Парето

 

Диаграмма разброса   Гистограмма

 

Стратифика-ция   Диаграмма Исикавы

Рис. 1. Семь инструментов контроля качества

 

Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты и как систему методов, причем применяемая система не обязательно должна включать все семь методов. Комбинация методов «семи инструментов контроля качества» позволяет исследовать проблему с самых разных точек зрения, что имеет большое значение для оценки реально существующей ситуации и нахождения способов решения проблемы.

Применение семи методов контроля качества является необходимым и достаточным для решения 95% всех проблем, возникающих на производстве. Области их применения показаны на рис. 2, там же приведены еще два приема, часто используемых на начальной стадии работы: мозговая атака и схема процесса.

 
 

 

 


Рис. 2. Область применения инструментов качества:

1 – выявление проблем; 2 – анализ проблем

 

МОЗГОВАЯ АТАКА

 

Мозговая атака (brainstorm) заключается в том, что перед коллективом (рабочей группой) ставится определенная проблема, которую необходимо решить за ограниченное время. Она используется для того, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по поставленной проблеме за возможно короткое время, и может осуществляться двумя путями:

1) упорядоченно – каждый член группы подает идеи в порядке очередности, например, по кругу или пропускает свою очередь до следующего раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых людей, однако, здесь присутствует некоторый элемент давления;

2) неупорядоченно – члены группы просто подают идеи по мере того, как они приходят на ум. Так создается более раскованная атмосфера, правда, есть опасность, что самые говорливые возьмут верх.

Существуют определенные правила проведения мозговой атаки:

· делать все быстро, лучше всего проводить мозговую атаку за 10-15 мин.;

· каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня предстоящей мозговой атаки;

· никогда не критиковать идеи;

· записывать на лист или доску каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать неверного понимания и рождает новые идеи;

· заносить на лист или доску слова выступающего буквально, не редактируя их.

 

 

СХЕМА ПРОЦЕССА

 

Схема процесса (схема последовательности операций, маршрутная карта) применяется, когда требуется проследить фактические или подразумеваемые стадии процесса, которые проходит изделие или услуга, чтобы можно было определить наиболее вероятные места отклонения качества продукции от требуемого. Схема процесса представляет собой графическое изображение последовательных стадий процесса, дает отличное представление о его сути и может быть полезной для понимания того, как различные стадии процесса соотносятся друг с другом. Например, процесс прессования изделий из реактопластов может быть представлен схемой, изображенной на рис. 3.

 

 
 

 


Рис. 3. Блок – схема процесса прессования изделий из реактопластов

При изучении схем процессов можно часто обнаружить потенциальные источники брака и технологических трудностей.

Необходимо подробно разработать две схемы:

1. Стадии процесса, который в действительности происходит.

2. Стадии процесса, который должен протекать в идеальных условиях, если все будет работать правильно.

Затем нужно сравнить две схемы, чтобы найти, чем они отличаются, постараться найти точку, в которой возникают проблемы. Например, в блок-схеме процесса прессования изделий из реактопластов может отсутствовать стадия сушки, и в результате появится брак изделия в виде вздутия, усадки. Отсутствие предварительного нагрева может также привести к усадке, увеличению времени цикла.

 

СЕМЬ ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

Контрольный листок

Контрольный листок является инструментом для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования обработанной информации.

Какая бы задача не стояла перед системой, всегда ее решение начинают со сбора исходных данных, на базе которых потом применяют тот или иной инструмент.

Порядок сбора и регистрации данных таит в себе много возможностей допустить ошибки. Обычно чем больше людей обрабатывают данные, тем больше вероятность появления ошибок в процессе записи. Исключению возможностей таких ошибок способствует контрольный листок. Он позволяет ответить на вопрос «Как часто случается определенное событие?», и именно контрольный листок позволяет перейти от предположения к фактам.

Контрольный листок – бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, соответственно которым можно заносить фактические данные с помощью пометок или простых символов. Таким образом, это хорошее средство регистрации данных.

Построение контрольного листка включает следующие этапы:

1) определить как можно точнее, какое событие будет наблюдаться, причем каждый исполнитель должен следить за одним и тем же явлением;

2) установить, в течение какого периода будут собираться данные (он может колебаться от нескольких часов до нескольких недель);

3) построить форму, которая будет ясной и легкой для заполнения (в форме должны быть четко обозначены графы и колонки, должно быть достаточно места для внесения данных);

4) собрать данные добросовестно, ничего не искажая (надо еще раз убедиться, что назначенного времени достаточно для выполнения задачи по сбору данных).

В табл. 1 в качестве примера приведен контрольный листок регистрации дефектов готовых изделий, полученных в процессе компрессионного прессования из термореактивного материала марки 03-010-02. Всего за указанное время было изготовлено 1000 изделий.

Таблица 1

Контрольный листок

Готовая продукция, прошедшая контроль в ОТК Время: 22-27 октября 2002 года Иванов И.А. Частота
Трещины ////////// Матовые пятна ////////////////////////////////////////// Вздутие на поверхности ////// Усадка //////////////////////////////////////////////////////////// //////////////////////////////////////////// Разрыв изделия //// Коробление детали //////////////////// Прочие ////////////// Итого  

 

На основе данных, собранных с помощью контрольного листа составляют таблицу суммарных дефектов (табл.2). В результате анализа полученных экспериментальных данных технолог должен принять решение о том, как улучшить качество готовых изделий.

 

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: