Содержание Конституции

действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

Структура:

разделы® главы®части ®статьи®пункты®подпункты

 

20. Порядок пересмотра Конституции РФ. В Конституции РФ различаются термины "пересмотр" и "внесение поправок".

Пересмотр – это такое изменение наиболее важных конституционных положений, которое требует принятия новой Конституции. Пересмотр Конституции возникает в случае изменения гл. 1, 2 и 9. Исходя из смысла ст. 135 Конституции РФ, Федеральное Собрание РФ не может изменить положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", а также гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Такая особенность процедуры подчеркивает, что пересмотр касается кардинальных конституционных изменений.

Внесение поправок в отличие от пересмотра предполагает изменение конституционных положений, не требующее принятия новой Конституции. По Конституции РФ в таком порядке изменяются гл. 3–8, внесение поправок в которые осуществляется с непосредственным участием российского парламента.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов – указов Президента РФ, постановлений Совета Федерации или Государственной Думы, постановлений Правительства РФ и т.д. Эти акты должны приниматься с соблюдением процедур, установленных в регламентах палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, в конституциях (уставах), законах субъектов Федерации, регламентах их законодательных (представительных) органов государственной власти.

Порядок пересмотра Конституции РФ является усложненным по субъектному составу и охватывает несколько стадий.

1. Инициирование предложения о пересмотре и рассмотрение этой инициативы Федеральным Собранием. Предложение о пересмотре, внесенное одним из субъектов, перечисленных в ст. 134 Конституции РФ, должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Советов Федерации или депутатов Государственной Думы. При этом данное предложение может быть внесено первоначально как в Государственную Думу, так и в Совет Федерации.

2. Созыв Конституционного Собрания. В случае поддержки палатами Федерального Собрания РФ предложения о пересмотре указанных глав Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании должен определить процедуру созыва, состав данного органа и порядок его деятельности. В настоящее время такой закон пока не принят, но ряд его проектов уже был внесен в Государственную Думу.

3. Принятие решения Конституционным Собранием. Конституционное Собрание принимает одно из двух решений: 1) подтверждает неизменность действующей Конституции; 2) разрабатывает проект новой Конституции.

4. Принятие новой Конституции. В случае если Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции России, то такой проект может быть принят двумя способами: 1) двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) всенародным голосованием – референдумом.

При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Таким образом, если проект отклонен всенародным голосованием или оно не состоялось из-за добровольной неявки граждан на голосование, новая Конституция не может считаться принятой.

Столь усложненный порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность основ конституционного строя, устойчивость конституционной модели регулирования прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: