Наука конституционного права

Источники конституционного права Республики Беларусь

Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права – это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Для норм конституционного права характерны все признаки норм иных отраслей права: нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспечение мерами государственного принуждения. Вместе с тем, нормам конституционного права присущи некоторые особенности. К их числу относятся:

1) регулируют наиболее важные отношения в сфере государственной, общественной и личной жизни;

2) формулируются в самом общем виде и требуют конкретизации в других отраслях права;

3) регулируют поведение специфических субъектов (субъектами конституционного права являются народ, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, избирательные комиссии, граждане и приравненные к ним иностранцы и лица без гражданства);

4) имеют особый механизм реализации – через нормы других отраслей права.

Нормы конституционного права достаточно разнообразны. Их можно классифицировать по различным критериям.

По содержанию (т.е. по кругу регулируемых общественных отношений) нормы конституционного права можно разделить на следующие группы: закрепляющие основы конституционного строя, определяющие систему государственных органов, устанавливающие правовой статус личности, закрепляющие административно-территориальное устройство страны и т.д. В данном случае классификация норм производится по конституционно-правовым институтам.

По юридической силе (т.е. форме закрепления) нормы конституционного права подразделяются на иерархические уровни, в частности, содержащиеся в Конституции, конституционных законах, обычных законах, президентских актах, решениях высших судебных органов, актах органов местного управления и самоуправления. При этом ни один нормативный акт не должен противоречить Конституции как Основному закону. Специальную функцию контроля над конституционностью нормативных актов в стране осуществляет Конституционный суд.

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки полномочий (прав) соответствующих субъектов. Таковыми являются нормы, закрепляющие полномочия государственных органов, а также права и свободы граждан.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности конкретных субъектов. К этой группе норм относятся нормы Конституции, закрепляющие основные обязанности граждан (ст.ст.52-58), а также все нормы, в которых исключаются иные варианты действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ст.100 Конституции устанавливает, что любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем - в Совете Республики.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы, как «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т.п. Например, в ст.5 Конституции запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

По степени определенности предписаний различают императивные и диспозитивные нормы конституционного права.

Императивные нормы – это такие, в которых четко определяется вариант действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, этими нормами регламентируется процедура смещения с должности Президента в случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления (ст.88 Конституции).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия с учетом указанных в норме обстоятельств. Например, такими нормами определяются варианты поведения Президента в случае, если он не согласен с текстом проекта Закона, представленного ему на подпись (ч.7 ст.100 Конституции).

В юридической литературе выделяются и иные группы норм конституционного права. Например, в учебнике «Конституционное право России» под редакцией Е.И.Козлова и О.Е.Кутафина (М.: «Юрист», 2003) по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Первые предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, вторые определяют формы, в которых материальные нормы должны быть реализованы. В частности, процессуальными считаются нормы, устанавливающие порядок работы государственных органов, определяющие процедуру принятия законов и иных актов и т.д.

Правовыми институтами конституционного права признаются относительно обособленные группы норм конституционного права, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

Рамки понятия «правовой институт» являются подвижными как в теории, так и на практике. Правовой институт может обозначать и достаточно узкую группу норм конституционного права (например, институт гражданства), так и относительно широкую группу (например, избирательное право).

Наряду с понятием «правовой институт» в науке конституционного права используется и более широкое понятие - «подотрасль конституционного права». Под ней понимается достаточно объемная и обособленная часть норм конституционного права (или конституционно-правовых институтов), которая регулирует широкую сферу конституционно-правовых отношений. Так, в качестве подотраслей конституционного права называют: основы конституционного строя, правовой статус государственных органов, правовой статус личности, избирательное право, муниципальное право. В свою очередь в рамках подотраслей конституционного права выделяют конкретные правовые институты. Например, подотрасль «правовой статус государственных органов» включает в себя институты президентства, парламентаризма, правительства, судебной власти.

В институтах конституционного права объединяются как нормы Конституции, так и нормы текущего законодательства. В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции (ст.10), в специальном Законе о гражданстве, а также в правовых актах Президента и Правительства Республики Беларусь.

Правовой основой для деления норм конституционного права на институты, а также на подотрасли служит структура действующей Конституции. Так, соответствующие разделы и главы Конституции Республики Беларусь являются своего рода указателями действующих институтов конституционного права.

Под источниками конституционного права понимаются действующие нормативные акты (в отдельных странах – правовые обычаи и судебные прецеденты), в которых закрепляются конституционные нормы.

В своей совокупности источники конституционного права имеют четко выраженную иерархическую систему. Это означает, что нормативные акты располагаются в зависимости от их юридической силы. Чем более значимым является акт, тем он занимает более высокую ступеньку в иерархии источников. При этом нижестоящие акты не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Анализ белорусского законодательства (Конституции, Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.), а также мнений ученых позволяет выделить следующую систему источников конституционного права:

1) Конституция Республики Беларусь – Основной закон государства;

2) решения республиканского референдума, в которых содержатся нормы конституционного права;

3) законы об изменении и дополнении Конституции;

4) акты толкования Конституции, принимаемые парламентом;

5) органические законы, которые принимаются в развитие конституционных положений (Закон о президенте, Закон о правительстве, Закон о гражданстве и др.);

6) обычные законы при условии, если в них получают развитие нормы конституционного права (например, Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» от 26 ноября 2003 г.);

7) декреты и указы Президента Республики Беларусь, имеющие конституционно-правовой характер;

8) постановления Правительства, принятые в развитие Конституции, законов и актов Президента Республики Беларусь;

9) решения Конституционного суда, имеющие отношение к конституционным нормам и практике их применения;

10) акты (решения) местных органов управления и самоуправления, реализующие конституционные положения на местном уровне;

Что касается международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь, то они в соответствии со ст.8 Конституции имеют приоритет перед национальным законодательством. Однако их положения должны быть имплементированы (включены) соответствующими нормами права (законами, президентскими актами и др.). Поэтому международные договоры не являются для Республики Беларусь источниками прямого действия. Примером тому могут служить Международные пакты о правах человека, ратифицированные Белорусской ССР в 1973 г. и подтвержденные Верховным Советом Республики Беларусь в сентябре 1992 г.

От понятия «конституционное право» как отрасли права следует отличать понятие «конституционное право» как наука. В таком качестве конституционное право является составной частью юридической науки (или юриспруденции).

Наука конституционного права определяется как отрасль юридической науки, представляющая собой совокупность теорий, взглядов, идей по вопросам конституционного права, изложенных в трудах ученых-юристов (см.: Конституционное право Республики Беларусь / Под общей ред. А.И.Сухарковой. – Мн., 2002, с.12).

Предметом науки конституционного права являются нормы и институты конституционного права, а также практика их применения. В науке формулируются основные понятия и категории, выявляется эффективность действия конституционных норм и вырабатываются предложения по совершенствованию законодательства.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Она изучает всю сферу общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе законодательства и практики его применения ученые разрабатывают соответствующие теоретические концепции.

Важное место в науке конституционного права занимает исследование вопросов о правовом статусе личности, о принципах взаимоотношений государства и личности.

Предметом особого внимания ученых является изучение системы органов государственной власти, порядка их формирования и деятельности, компетенции, взаимодействия с другими органами.

Самостоятельный раздел науки конституционного права – системный анализ норм избирательного права и практики их применения в ходе выборов.

Наука конституционного права опирается на широкую систему источников. К ним относятся труды отечественных и зарубежных ученых, Конституция и другие законодательные акты, содержащие конституционно-правовые нормы, а также практика конституционного строительства в Беларуси и других странах.

В числе наиболее известных белорусских ученых-конституционалистов можно назвать А.А.Головко, А.Т.Лейзерова, В.Г.Тихиню, Г.А.Василевича, Д.М.Демичева и других. Труды этих ученых вы будете изучать в процессе занятий.

В своих исследованиях наука конституционного права использует многообразные научные методы. В их числе: метод системного анализа, исторический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др.

Наука конституционного права рассматривает саму отрасль права как систему, изучает ее структуру, анализирует каждый правовой институт как отдельную систему. Поэтому в научных исследованиях необходим системный подход.

Все конституционно-правовые явления и процессы изучаются в историческом развитии. Это необходимо для выявления закономерностей развития конституционного законодательства и определения его перспектив.

Сравнительный анализ конституционно-правовых норм в законодательстве различных государств позволяет выделить как сильные, так и слабые стороны в регулировании однородных общественных отношений.

Статистический метод помогает определить эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы.

Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения эффективности конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовая наука тесно связана с другими юридическими науками. В частности, с историей государства и права зарубежных стран и Беларуси, международным правом, отраслевыми юридическими науками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: