Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ

Процедура внесения конституционных поправок по сравнению с пересмотром Конституции облегчена, однако также является достаточно сложной. Юридическая возможность внесения поправок в гл. 3–8 Конституции РФ предусмотрена в ст. 136. Установленная процедура предусматривает два этапа.

1. Принятие конституционных поправок осуществляется в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона.

2. Принятый Закон о поправках вступает в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Такой усложненный порядок обеспечивает принятие серьезного решения, согласованного с составными частями России и с учетом более широкого представительства интересов населения.

Поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в форме специального Закона о конституционных поправках, одобряемого большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом особенность данного специального Закона РФ о конституционных поправках заключается в необходимости его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Непосредственно процедура внесения и принятия конституционных поправок Федеральным Собранием РФ определяется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Особый порядок предусмотрен для изменения ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в данную статью Конституции, содержащую перечень субъектов РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ). В настоящее время такой порядок урегулирован Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Под принятием в Российскую Федерацию нового субъекта подразумевается изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к России иностранного государства или его части, в то время как образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает внутреннее изменение структуры или территориальное размежевание Федерации.

Принятие в Российскую Федерацию осуществляется также в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Россией с данным иностранным государством.

Другой, более упрощенный, порядок устанавливается в случае изменения наименования субъекта РФ. Изменение названия субъекта РФ – республики, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения – относится к его собственному ведению. После того, как субъект Федерации изменит свое наименование в порядке, устанавливаемом, как правило, в его конституции или уставе, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции). Изменения наименования субъекта РФ включаются указом Президента РФ.

В спорных случаях Президент РФ вправе использовать предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае невозможности достижения согласованного решения он может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Не может быть произведено переименование субъекта РФ, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава России или конституционно-правового статуса субъекта.

22. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции РФ. (выше данный вопрос также раскрывается) упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Внесение поправок в статью 65 Конституции — данный вид поправок вынесен в отдельную статью Конституции, они применяются в случае принятия в состав РФ нового субъекта РФ, изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, либо изменения им своего наименования. В Конституцию эти поправки вносятся на основании: федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ (статья 137 Конституции РФ). При изменении наименования субъектов федерации новое наимено­вание подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур (статья 137, пункт 2).

Эта статья изменяется Указом Президента РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: