Конституционное право. Вопрос 25 Конституционный контроль в Российской Федерации: понятие и значение

Конституционный контроль – особый вид государственной деятельности, который призван обеспечить верховенство Конституции РФ перед другими нормативно-правовыми актами, а также осуществлять проверку соответствия законов и иных нормативных актов самой Конституции РФ.

Выполнение этой функции государство возлагает на соответствующие органы. Так, к примеру, эту деятельность в США, Норвегии, Японии выполняют суды общей юрисдикции, во Франции – Конституционный совет, а в Австрии, ФРГ, Италии и России – специальные конституционные суды.

По своему содержанию конституционный контроль сводится к следующему:

1) проверке соблюдения процедуры принятия законов;

2) проверке содержания законов и других нормативных актов на их соответствие конституции;

3) обеспечению верховенства конституции перед другими нормативно-правовыми актами и т.д.

В Российской Федерации конституционный контроль в пределах своей компетенции осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государственной власти (законодательной и исполнительной) субъектов РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура. Однако су-дебный конституционный контроль находится в ведении исключительно Конституционного суда РФ, который входит в судебную систему РФ и как судебный орган конституционного контроля осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Функции конституционного контроля:

· осуществляет защиту основ конституционного строя РФ;

· осуществляет защиту основных прав и свобод человека и гражданина в РФ;

· обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Конституционное право. Вопрос 26.

Формы конституционного контроля

Предварительный-когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается президент или определенная законом группа депутатов с просьбой проверке конституционности принятого закона до подписания его президентом.

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Во многих странах возможны и те, и другие последствия. Как правило, решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.

Различают конкретный и абстрактный (конституционный суд Р.Ф. осуществляет абстрактный контроль) конституционный контроль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов).

Исходя из степени обязательности проверки конституционности законодательных актов:

1. Обязательный. Когда проверка конституционности законодательных актов проводится на основании прямых указаний закона и по обращению уполномоченных органов государственной власти.

2. Факультативный. Это есть такая проверка конституционности оспариваемых законодательных актов, которая проводится только по обращению и по инициативе заинтересованных органов государственной власти либо физических лиц. Эта проверка осуществляется по усмотрению сторон.

решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение необязательно для соответствующего органа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: