Конституционный контроль – особый вид государственной деятельности, который призван обеспечить верховенство Конституции РФ перед другими нормативно-правовыми актами, а также осуществлять проверку соответствия законов и иных нормативных актов самой Конституции РФ.
Выполнение этой функции государство возлагает на соответствующие органы. Так, к примеру, эту деятельность в США, Норвегии, Японии выполняют суды общей юрисдикции, во Франции – Конституционный совет, а в Австрии, ФРГ, Италии и России – специальные конституционные суды.
По своему содержанию конституционный контроль сводится к следующему:
1) проверке соблюдения процедуры принятия законов;
2) проверке содержания законов и других нормативных актов на их соответствие конституции;
3) обеспечению верховенства конституции перед другими нормативно-правовыми актами и т.д.
В Российской Федерации конституционный контроль в пределах своей компетенции осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государственной власти (законодательной и исполнительной) субъектов РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура. Однако су-дебный конституционный контроль находится в ведении исключительно Конституционного суда РФ, который входит в судебную систему РФ и как судебный орган конституционного контроля осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
|
|
Функции конституционного контроля:
· осуществляет защиту основ конституционного строя РФ;
· осуществляет защиту основных прав и свобод человека и гражданина в РФ;
· обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Конституционное право. Вопрос 26.
Формы конституционного контроля
Предварительный-когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается президент или определенная законом группа депутатов с просьбой проверке конституционности принятого закона до подписания его президентом.
При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Во многих странах возможны и те, и другие последствия. Как правило, решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.
|
|
Различают конкретный и абстрактный (конституционный суд Р.Ф. осуществляет абстрактный контроль) конституционный контроль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов).
Исходя из степени обязательности проверки конституционности законодательных актов:
1. Обязательный. Когда проверка конституционности законодательных актов проводится на основании прямых указаний закона и по обращению уполномоченных органов государственной власти.
2. Факультативный. Это есть такая проверка конституционности оспариваемых законодательных актов, которая проводится только по обращению и по инициативе заинтересованных органов государственной власти либо физических лиц. Эта проверка осуществляется по усмотрению сторон.
решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).
решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение необязательно для соответствующего органа).